Развитие речи. Сжатое изложение текста на морально-этическую тему (с выполнением творческого задания) - СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Все уроки Русского языка 9 класс

Развитие речи. Сжатое изложение текста на морально-этическую тему (с выполнением творческого задания) - СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: совершенствовать умение писать изложение, дополняя его собственными суждениями; работать над подбором языковых средств в соответствии с основной мыслью текста; формировать нравственный потенциал, гражданственность.

Оборудование: текст изложения.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Искусство жить достойно, В чём оно состоит?

• Какие черты характера, поступки отдельных людей противоречат сегодня, на ваш взгляд, современному образу жизни?

• К чему может привести равнодушие, безразличное отношение к происходящему вокруг?


III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает в жизни себе какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке — низкой или высокой.

Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура... Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека...


IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся

1. Чтение текста учителем

ПЛАТА ЗА ВЫСТРЕЛ

Осенью лес молчит. Такая тишина! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.

Я долго шёл по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст полюбоваться работой. Дятел косился вниз, но продолжал барабанить, В эту минуту случилась история, к сожалению, очень не редкая.

Из кустов орешника грянул выстрел. Дробью сорвало истончённую червями кору. Вместе с ней на жёлтую траву упала и птица. Дятел не успел проглотить личинку. Она так и осталась белеть в окровавленном клюве.

Из синего дыма на прогалинку вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень почувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. В довершение всего он не знал, что делать с птицей.

— Зачем?

— А просто так... — Парень неловко топтался на месте... Я взял из его рук птицу и кинул в траву: «Сойки съедят. Присядем...»

Я вспомнил себя пятнадцатилетним мальчишкой... Как знать, может, и до сих пор не понял бы я страшных последствий выстрелов ради забавы, если б пятнадцать лет назад не встретился с умным человеком.

Он тоже был с ружьём. Он остановился и стал наблюдать, как я подкрадываюсь к чибису. Он дал мне выстрелить, а потом подошёл, оглядел берданку и, размахнувшись, зашвырнул её в озеро.

— Доставать не пробуй, глубоко...

Охотник был новым человеком в деревне. Я стоял перед ним, не зная, что делать: грозиться или реветь от обиды. А он спокойно поманил собаку и, обернувшись, сказал:

— Вечером заходи. Поговорим... Ружьё не жалей. Если захочешь — можешь моё брать.

Взрослым человеком по-настоящему понимаешь цену учителям.

Скольким обязан я этому человеку! Мы много раз вместе караулили уток и ходили на зайцев. Чаще всего возвращались домой с пустыми руками. Зато какой мир открылся за нашим сереньким лугом! Я узнавал, как дышит трава, в какую зарю ждать вальдшнепов, какие грибы самые вкусные. Открылась вдруг незаметная до этого красота маленького озера с норами ласточек на обрыве. Спрятавшись в тальнике, мы подолгу глядели на беспокойных чибисов. И я с ужасом вспоминал, как год назад сбивал этих красавцев рублеными гвоздями...

С парнем, убившим дятла, мы расстались друзьями. Мы не раз ещё встретимся. Думаю, это был последний его дятел.

(401 слово) (По В. Пескову)


2. Словарная работа

• Берданка — однозарядная винтовка, находившаяся на вооружении русской армии в 1870-1891 гг.

• Вальдшнеп — лесной кулик.

• Дятел — лесная птица с длинным и острым сильным клювом, добывающая пищу из щелей и трещин древесной коры.

• Сойка — лесная перелётная птица отряда воробьиных.

• Тальник — здесь: заросли кустарниковой ивы в низменных, болотистых местах.

• Чибис — небольшая болотная птица; пигалица.


3. Лексико-грамматический анализ текста

• На какие две части можно разделить текст?

• Какая между этими частями смысловая связь?

• Каким образом соединяются между собой предложения в тексте?

• Докажите, что текст является повествованием, но в нём есть элементы описания и рассуждения. Определите его композиционную схему.

• От имени кого ведётся повествование? В какое время года В. Песков оказался в лесу? Кто привлёк его внимание и почему? О чём вспомнил автор? Какой урок он получил от умного человека? Что даёт человеку общение с природой? (Ответьте словами текста.) Почему автор говорит, что с парнем, убившим дятла, они расстались друзьями?

• Определите основную мысль текста.

• Прослушайте ещё раз первую часть текста. Как автор описывает осенний лес? Какие образные средства использует при этом? (Метафоры, олицетворение, метонимию)

• Как вы поняли выражение рабочая музыка дятла? В прямом или переносном значении употреблено слово музыка? Почему эта музыка названа рабочей? Можно ли утверждать, что первый абзац содержит развёрнутую метафору? Докажите свою мысль.

• Автор называет дятла музыкантом. Почему? Он говорит, что дятел работал без устали, т. е. не зная отдыха, непрерывно, неустанно. Замените глагол работать его синонимом трудиться. Изменится ли смысл предложения?

• Укажите на различие в значении слов парень и мальчишка. (Парень — молодой человек, юноша (разг.) Мальчишка — здесь: недостаточно зрелый, неопытный человек. (разг.)) Можно ли в изложении опустить один из синонимов, не нарушив смысла высказывания? Почему?

• Определите способ выражения значения приблизительности в словосочетании лет семнадцати парень. (Синтаксический — расположение числительного после существительного.) Отразится ли на смысле этого словосочетания изменение в нём порядка слов: парень лет семнадцати? А если сказать: семнадцати лет парень?

• С какой целью парень стрелял в дятла?

• Глаголы кинуть (кинуть — бросить, покинуть) и зашвырнуть (зашвырнуть — швырнув, забросить (разг.) — синонимы). Какой из них выражает отношение охотника к поступку мальчика? Почему? Какой стилистический оттенок придаёт высказыванию глагол зашвырнуть?

• Расскажите о встрече мальчика-подростка с охотником. Как вы думаете, о чём говорил охотник с подростком вечером?

• Поразмыслите над фразой: Взрослым человеком по-настоящему понимаешь цену учителям. Чему научил героя текста умный человек?

• Раскройте значение фразеологического словосочетания с пустыми руками. (С пустыми руками — здесь: приходить, возвращаться, ничего не добыв.) Замените его другим, близким по смыслу выражением возвращаться без добычи. Что утратит предложение: Чаще всего возвращались домой с пустыми руками?

• Слово мир в предложении — Зато какой мир открылся вдруг за нашим сереньким лугом! — имеет значение: совокупность каких-либо предметов, явлений, окружающих человека. Какие другие значения этого слова вам известны?

• Прямую речь замените косвенной. Укажите, к каким смысловым и стилистическим изменениям привела эта замена? (Утрачены элементы разговорной речи.)

• Какую роль играют в рассказе вводные слова к сожалению, может, как знать? Раскройте их значение. Какие из них не обладают стилистической окраской, какие характерны для разговорной речи?

• Вслушайтесь в предложение Он дал мне выстрелить, а потом подошёл, оглядел берданку и, размахнувшись, зашвырнул её в озеро. Подумайте, с какой целью автор употребляет в нём ряд однородных сказуемых: дал, подошёл, оглядел, зашвырнул. Нарушится ли выразительность данного предложения, если мы разобьем его на два предложения? Почему?

• Выберите из текста сложные предложения с несколькими придаточными. Возможна ли замена в этих предложениях союзов и союзных слов синонимичными?

• Определите стиль текста. Обоснуйте свою точку зрения.

• Объясните правописание безударных гласных в словах увидел, косился, доставал, сорвало, проглотить, топтался, выстрелить, грозиться, реветь, дышит, глядели.


4. Коллективная работа над составлением плана изложения (с творческим заданием)

Примерный план

I. В осеннем лесу.

1) Лесной музыкант.

2) Выстрел ради забавы.

II. Воспоминания о прошлом.

1) Встреча с умным человеком.

2) Удивительный мир природы.

3) Урок на всю жизнь.

III. В заключение выразите своё отношение к поступку парня, убившего дятла.


5. Повторное чтение текста учителем


6. Написание сжатого изложения с выполнением творческого задания (черновой вариант)


V. Домашнее задание

Отредактировав черновой вариант изложения, закончить творческую работу в тетради.






Для любых предложений по сайту: [email protected]