Сложноподчиненные предложения с придаточными степени и образа действия, сравнительными - СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Все уроки Русского языка 9 класс

Сложноподчиненные предложения с придаточными степени и образа действия, сравнительными - СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: углубить понятия о придаточных образа действия и степени, сравнительных; показать их отличительные признаки; совершенствовать учебно-языковые и пунктуационные навыки.

Оборудование: учебные тексты, схемы.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Работа с текстом

а) Послушайте текст. Определите его тему и основную мысль. Озаглавьте текст.

Родной землёй мы называем тот край, где родились и выросли. Этот край нам дорог, если даже он покрыт болотами и песками. Русской землёй издревле именуют мою большую родину, хотя пашен в ней на десяток раз меньше, чем лесов. И планету люди числят Землёй, несмотря на то, что две трети её поверхности залито водами. Наверное, всё это потому, что хлеб наш насущный даёт нам земля — тоненький почвенный слой, ничем не заменимый дар, накопленный природой за долгие тысячелетия. Землёй-матушкой, землёй-кормилицей приравнены друг к другу, объединены несчётные человеческие судьбы и поколения, миллиарды людей связывали, связывают и будут ещё многие столетия связывать с землёй свои начала и концы.

(По В. Чивилихину)

б) Запишите текст под диктовку, объясняя постановку знаков препинания.

Укажите вид сложноподчиненных предложений, для сложноподчиненных обстоятельственных укажите значение.


III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

В стилистическом отношении сложноподчиненные предложения с придаточными меры и степени отличаются большей экспрессивностью, чем предложения с другими видами придаточных. Они широко используются в разговорном, художественном, публицистическом стилях, где очень важна качественная характеристика действия. Сложные предложения с этими придаточными — одно из ярких средств образной конкретизации и эмоциональной оценки явлений действительности.

Объединение придаточных степени и образа действия с придаточными сравнения не случайно, поскольку конструкции с придаточными сравнительными являются своеобразной разновидностью сложноподчиненных предложений с придаточными степени и образа действия. В них придаточная часть тоже указывает на образ действия, но только при помощи сравнения или сопоставления.


IV. Изучение нового материала

1. Ознакомление с теоретическим материалом учебника

2. Коллективная работа над составлением структурной схемы сложноподчинённого предложения с придаточными образа действия и степени, сравнения

Работа выполняется на основании объяснения учителя и теоретического материла учебника.

1) Как? каким образом?


2) В какой степени?


3) Как?


V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Наблюдение над языковым материалом

Найдите в текстах конструкции с придаточными степени и образа действия, выразительно прочитайте их и укажите слова, на которые падает логическое ударение. В каком стиле написаны эти тексты?

Притяжение между молекулами жидкости не настолько велико, чтобы жидкости сохраняли свою форму и были прочными, как твердые тела. Даже руками можно сжать воздух в мяче так, что объем его заметно уменьшится. К рычагу по обе стороны от точки опоры подвешивают различные грузы так, чтобы рычаг каждый раз оставался в равновесии.

(А. Перышкин, Н. Родина)


Все вещи, которые мы считаем железными,— вилки, гвозди, подковы, кочерги — на самом деле сделаны не из железа. Вернее, не из одного железа, а из сплава железа с углем или другими веществами.

Чистое железо ценится так дорого, что простая кочерга, сделанная из него, стоила бы больших денег. И эта кочерга была бы не только дороже, но и хуже той, которая сделана из обыкновенного железа.

Чистое железо слишком мягкое. Сделанная из него кочерга согнулась бы при первой же попытке пустить ее в ход. Чистое железо настолько мягкое и так легко растягивается, что из него можно бы было делать «железную бумагу» — легче и тоньше папиросной.

(По М. Ильину)


2. Практическая работа

а) Из каждой пары простых предложений составьте сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия или степени. Сравните полученные конструкции с данными и скажите, какие из них более эмоциональны.

1) Во дворе бушевал сильный огонь. Всякая попытка перебежать в соседнее помещение привела бы только к ненужным потерям. 2) Густой едкий дым плотно наполнял кабинет. Нельзя было даже различить окно на противоположной стороне комнаты. 3) Появление катера было неожиданным. Никто даже не попытался стрелять. 4) Первый удар орудий был оглушителен. Казалось, берега пошатнулись от этого грома. 5) Воздух становился редок. Было больно дышать.

б) Прочитайте и укажите, в каких случаях сравнительные союзы присоединяют придаточные предложения, в каких — сравнительные обороты (обстоятельства образа действия или сказуемые). Перепишите, ставя, где следует, запятые.

Дядюшка пел так как поет простой народ (Л. Толстой). Пруд местами как сталь сверкал на солнце (И. Тургенев). К концу охоты утки словно на прощанье стали подниматься целыми стаями (И. Тургенев). Море как ртуть (И. Гончаров). Хлеб сделался как камень (И. Тургенев). Пруд как блестящая сталь (А. Фадеев). Дергач кричит как будто в самом деле кто-то дергает за старую железную скобу (А. Чехов).


3. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)


VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Фронтальная беседа с применением интерактивного приема «микрофон»

• В каких стилях речи чаще всего используются сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, степени, сравнения?

• Какими способами прикрепляются эти типы предложений к главному предложению?

• На какие вопросы отвечают придаточные образа действия и степени, сравнения?

• В чем особенность придаточных сравнительных?


VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.

2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.






Для любых предложений по сайту: [email protected]