Сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени - СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Все уроки Русского языка 9 класс

Сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени - СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: углубить знания учащихся о СПП с придаточными места и времени; совершенствовать навыки построения и употребления в речи сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными.

Оборудование: учебные тексты, схемы, раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

Конструирование сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными (образа действия, степени, сравнения)

По данным схемам составьте сложноподчиненные предложения; напишите их, расставляя запятые.

а) С придаточными степени или образа действия


б) С придаточными сравнительными

image22


III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. В центре нашего внимания — придаточные предложения места и времени. И хотя их изучение мы объединили в пределах одного урока, структура тех и других различна: придаточное места относится к составу сказуемого главного предложения, а придаточное времени — ко всему главному; придаточные места присоединяются к главному союзными словами, а придаточные времени — союзами.


IV. Изучение нового материала

1. Ознакомление с теоретическим материалом учебника

2. Коллективная работа по составлению структурных схем СПП с придаточными места и времени (с опорой на объяснение учителя и теоретический материал учебника)


Предложения с придаточными места



Предложения с придаточными времени



Пояснение учителя

Эти придаточные легко отграничиваются по значению от придаточных определительных и изъяснительных, где употребляются сходные союзы и союзные слова.

Союзные слова, с помощью которых прикрепляется к главному придаточное места, немногочисленны, и их употребление не зависит от указательного слова в главном предложении, например:


image23


V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Наблюдение над языковым материалом (тексты разложены на каждой парте)

Прочитайте. Найдите в текстах сложноподчиненные предложения с придаточными места. В каких стилях литературного языка используются эти конструкции? Для чего авторы часто используют сложноподчиненные предложения с придаточными места?

Представьте себе, что Вы летите на самолете из города Мурманска в одну из республик Средней Азии. Чудесная панорама открывается вашему взору. Сначала, куда не кинешь взгляд, всюду расстилается безлесная тундра с седыми пятнами лишайников, зарослями мелких кустарников и болотами. Затем тундру сменяет полоса лесотундры с корявыми низкорослыми деревьями по долинам рек. Потом появляются хвойные леса.

(В. Корчагина)

Всю толщу Земли пронизывают магнитные силовые линии. Но не везде в земле им открыт путь, не везде их пускают. Там, где на пути у них магнитный железняк, двери открыты настежь. Где на пути базальт, двери едва открыты. А где соль или нефть, там двери заперты наглухо. Сквозь магнитный железняк магнитные силы устремляются мощным потоком. Оттого-то его и называют магнитным.

(М. Ильин)


2. Практическая работа сопоставительного характера (сопоставление придаточных места и времени с уточняющими обстоятельствами места и времени)

а) Заменить уточняющие обстоятельства места придаточными места.

Образец: Там, в конце сада, росла береза. Там, где кончается сад, росла береза.

1) Далеко, почти у самого горизонта, темнели горы. 2) На окраине города, за новыми домами, строится стадион. 3) На дороге, у поворота к пристани, встретились друзья.

б) Придаточные времени заменить простыми предложениями с уточняющими обстоятельствами времени.

образец: В прошлом году, как только наступила осень, ребята посадили деревья в школьном саду. В прошлом году, в начале осени, ребята посадили деревья в школьном саду.

1) Вечером, когда отец вернулся из поездки, слушали его рассказ о городе на берегу большой реки. 2) В июне, как только начнутся каникулы, ребята отправятся в поход. 3) В полдень, когда начался дождь, мы поспешили укрыться в старом шалаше.

Комментарий для учителя

Так как обстоятельство времени может быть выражено деепричастным оборотом, можно предложить учащимся заменить придаточное предложение деепричастным оборотом. При этом следует им напомнить, что замена невозможна, если в главном и придаточном предложениях действие производится главными лицами (Когда загудел гудок, люди вздрогнули и остановились) и если от глагола- сказуемого в придаточном предложении нельзя образовать деепричастие (беречь, спать). Эта работа полезна и для предупреждения стилистических ошибок (неправильное употребление деепричастного оборота), которые часто встречаются в работах учащихся.

в) Заменить придаточное предложение деепричастным оборотом.

Почему в некоторых предложениях замена невозможна?

1) Киты, после того как набирают в себя воду, выбрасывают ее фонтаном вверх. 2) Когда брат окончил школу, все советовали ему пойти поработать на завод. 3) До той минуты, пока ребята не выползли из пещеры, их не покидало чувство страха. 4) Я уснул немедленно, как только прилег на зеленую мягкую траву. 5) Пока члены туристского кружка готовились к походу, они изучали правила поведения в лесу. 6) После того как пчела собрала добычу, она полетела в улей.


3. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)


VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Применение интерактивного приема «мозговой штурм»

(работа в группах, по вариантам)

I вариант

Составление связного рассказа на лингвистическую тему «Придаточные предложения места» (4-5 предложений, регламент — 3 мин.)

II вариант

Составление связного рассказа на лингвистическую тему «Придаточные предложения времени» (4-5 предложений, регламент — 3 мин.)


VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал по теме урока.

2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.






Для любых предложений по сайту: [email protected]