Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении - БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Все уроки Русского языка 9 класс

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении - БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях, развивать умения определять значения между смысловыми частями бессоюзных сложных предложений; употреблять бессоюзные сложные предложения в своей речи для решения определённых коммуникативных задач.

Оборудование: учебные тексты, репродукции картин И. Айвазовского.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание 2—3 творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Экспресс-опрос с использованием коммуникативного приема« Микрофон»

• Какие сложные предложения называются бессоюзными?

• Какие смысловые отношения могут быть между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного?

• Какие знаки препинания употребляются в бессоюзном сложном предложении?

• От чего зависит постановка того или иного знака препинания между простыми предложениями в бессоюзном сложном?

• Расскажите об употреблении каждого знака препинания. Используйте примеры, данные в таблице, или подберите свои.

• С помощью каких грамматических средств можно проверить правильность установления смысловых отношений между простыми предложениями и употребление знаков препинания в бессоюзном сложном предложении?


III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Интонация является необходимой составной частью структуры бессоюзного предложения (как, впрочем, любого предложения). Восполняя отсутствующие союзы, интонация в бессоюзных конструкциях приобретает особенно важное значение.

Знание разных типов интонаций (перечислительной, сопоставительной, объяснительной и др.) является обязательным условием усвоения пунктуации бессоюзных предложений.

Цель нашего урока — обобщить ваши теоретические знания о бессоюзном сложном предложении и закрепить практические пунктуационные навыки.


IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний, умений и навыков

1. Письмо по памяти

Определите (на слух) смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях и объясните знаки препинания. Затем запишите по памяти.

Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит;

Лёд неокрепший на речке студёной,

Словно как тающий сахар, лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно — покой и простор! —

Листья поблекнуть ещё не успели,

Жёлты и свежи лежат, как ковёр.

(Н. Некрасов)


2. Практическая работа

Проанализируйте предложения: выделите части (простые или сложные предложения), между которыми существует бессоюзная связь; определите смысловые отношения между частями. Преобразуйте бессоюзные сложные предложения в союзные сложносочинённые и сложноподчинённые. Какие новые оттенки значения возникают при этом? Укажите предложения, не допускающие преобразования в союзные, и объясните, почему. Расставьте знаки препинания.

1) Художественная правда создаётся писателем так(же) как пчелою создаётся мёд от всех цветов (по)немногу берёт пчела но берёт самое нужное (М. Горький). Есть в осени первоначальной короткая но дивная пора весь день стоит как(бы) хрустальный и лучезарны вечера (Ф. Тютчев). 3) Очнувшись услышал большой (на)яву ключ..м телеграфным стуча товарищ его вызывает Москву и требует срочно врача (С. Маршак). Алексей был доволен танцевальные успехи укрепили в нём уверен..ость, что он будет летать (Б. Полевой). 5) Назад страшно и оглянуться такая низкая и тяжёлая чернота зимнего неба нав..сала над всей землёй (В. Солоухин). 6) Глинистая дорога разбухла пр..ходилось жаться к мокрым кустам св..рачивать (в)сторону (Ф. Абрамов). 7) Дунул ветер всё ожило засмеялось (М. Горький). 8) В добрую почву упало зерно пышным плодом отродится оно (Н. Некрасов). 9) Красоту только тронь небрежной рукой она исчезн.. т (на)веки (К. Паустовский). 10) Не псарь по дубравушке трубит гогоч..т (сорви)голова наплакавшись кол.. т и руб.. т дрова молодая вдова (Н. Некрасов).


3. Объяснительный диктант

«ОН БЫЛ, О МОРЕ, ТВОЙ ПЕВЕЦ!»

В мировой живописи нет более прославленного певца моря, чем Иван Константинович Айвазовский. Айвазовский (ни)когда (не) изменял теме — он писал только о море.

День художника был пунктуально размерен: он вставал на рассвете и вскоре после завтрака садился за работу, писал до обеда, потом совершал (не)большую прогулку и снов.. писал до вечера. Обыкновенно, начиная писать, он доставал папку со сдела(н,нн)ыми рисунками, выб..рал из них наиболее понравившийся и на его основе создавал живописную композицию. На самом берегу построил он мастерскую; во время бури солёные брызги обдавали те(р,рр)асу, где обычно сидел художник, любуясь разбушевавшейся стихией. Жадно смотрел он в чёрную даль, откуда свирепо неслись седые валы.

Его кистью двигало горячее, неуемное желание подарить миру новые поэмы о величественной борьбе человека со стихией, о неизведа(н,нн)ой красоте лучезарного царства моря, о родных просторах и далёких побереж..ях. Им руководило великое чувство художника-патриота.

(По В. Осокину)

Задание

• Определите тип и стиль речи.

• Объясните постановку знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.


4. Творческая работа

а) Допишите пословицы, которые представляют собой бессоюзные сложные предложения. Какие смысловые отношения связывают простые предложения в этих сложных конструкциях? Объясните знаки препинания.

1) Больше узнаешь... . 2) Кончил дело... . 3) Совесть потеряешь... . 4) Лес рубят... . 5) Назвался груздем... . 6) Труд человека кормит... . 7) Не сули журавля в небе... . 8) Много будешь знать... . 9) За всё браться... . 10) Что-нибудь иметь не важно... .

Ответы

1) Сильнее станешь. 2) Гуляй смело. 3) Другой не купишь. 4) Щепки летят. 5) Полезай в кузов. 6) Лень портит. 7) Дай синицу в руки. 8) Скоро состаришься. 9) Ничего не сделать. 10) Важно что-нибудь уметь.

б) Прочитайте зашифрованные пословицы (запись на доске). Какими по строению предложениями они являются? Запишите их. Какой знак препинания вы употребили в них? Одинаковые или разные смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях послужили условием выбора этого знака препинания?


image26


Примечание для учителя

Стрелкой указано направление (по спирали), по которому разгадываются кроссворды.

Ответы

1) Лето припасает — зима поедает. 2) Воду варить — вода и будет. Первое предложение со значением противопоставления, второе — условия.


5. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)


V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Фронтальная беседа (коммуникативный прием «микрофон»)

• Какие смысловые отношения могут быть между частями сложного бессоюзного предложения?

• От чего зависит выбор знака препинания в бессоюзном сложном предложении?

• Каким знаком передаются смысловые отношения перечисления, последовательности? Каким — пояснения, причины?

• Приведите примеры бессоюзного сложного предложения со смысловыми отношениями а) перечисления, б) последовательности. Лучшие примеры запишите в тетрадь.

• Приведите примеры бессоюзного сложного предложения со смысловыми отношениями а) пояснения, б) причины. Лучшие примеры запишите в тетрадь.

• Каким знаком препинания передаются смысловые отношения сопоставления, противопоставления, условия и времени?

• Приведите примеры бессоюзного сложного предложения со смысловыми отношениями: а) противопоставления, б) сопоставления, в) условия, г) времени. Лучшие примеры запишите в тетрадь.


VI. Домашнее задание

Творческое задание

Составьте (письменно) в научном стиле высказывание «Употребление знаков препинания в бессоюзном сложном предложении» (7-8 предложений)






Для любых предложений по сайту: [email protected]