Развитие речи. Использование бессоюзных сложных предложений в художественных произведениях (пейзажные зарисовки И. С. Тургенева) - БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Все уроки Русского языка 9 класс

Развитие речи. Использование бессоюзных сложных предложений в художественных произведениях (пейзажные зарисовки И. С. Тургенева) - БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: совершенствовать навыки анализа бессоюзных сложных предложений с точки зрения смысловых и синтаксических отношений их частей; формировать умение улавливать на слух интонационные особенности данных синтаксических конструкций, выразительно «читать» знаки препинания; способствовать обогащению словарного запаса учащихся.

Оборудование: отрывки из произведений И. Тургенева, текст изложения, раздаточный материал.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Какую роль играет интонация в бессоюзном сложном предложении?

• Чем она отличается от роли союзов и союзных слов?

• Что, помимо интонации, помогает определить смысловые связи между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного?


III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Бессоюзные сложные предложения обычно очень эмоциональны, поэтому их охотно используют писатели и публицисты, особенно в текстах с разговорной окраской.

Большие возможности для наблюдения над бессоюзными сложными предложениями открываются при анализе пейзажных зарисовок И. Тургенева — талантливого писателя, художника слова, тонкого стилиста. Он глубоко знал природу, тонко её чувствовал, умело создавал яркие пейзажи средствами языка.


IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Работа в группах: смысловой анализ текста (отрывки из «Записок охотника»)

I группа

1) Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый её туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра... Но вот опять хлынули играющие лучи,— и весело, и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они также лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледнолиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось также спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости. («Бежин луг»)


II группа

2) Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. («Лес и степь»)

Комментарий для учителя

Исследуя первый текст, учащиеся убедятся в том, что автор не случайно использует для описания июльского дня 9 сложных предложений, из них 6 — бессоюзные сложные. Писатель создает неторопливое повествование, рисуя картины занимающегося дня, полуденного зноя и вечернего заката.

Учитель обратит внимание на постановку знаков препинания в этих предложениях, на интонацию.

Второй текст позволит выявить на только структурные и интонационные, но и стилистические особенности предложений.

Анализ этого отрывка дает Г. Фирсов: «Вначале И. Тургенев едет к лесу, впечатления быстро следуют одно за другим. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью.

Эта довольно быстрая смена впечатлений обозначается перечислительной интонацией со сравнительно небольшими паузами между предложениями и с постепенно повышающимся голосом перед каждой паузой. Но вот автор въехал в лес, и новые впечатления охватывают его. Тень и тишина. Дается изображение лесной тишины и спокойствия. В соответствии с этим темп речи замедляется, паузы между предложениями становятся более продолжительными, голос перед паузами уже не повышается, а понижается почти до точки, но перечислительная интонация сохраняется (в первой половине отрывка она обозначена запятыми, а во второй — точкой с запятой)».


III, IV группы

Работа над выразительным чтением текста, «чтение» знаков препинания.

3) ...Вся внутренность леса была наполнена солнцем, и во все направленья, сквозь радостно шумевшую листву, сквозило и как бы искрилось ярко-голубое небо; облака скрылись, разогнанные взыгравшим ветром; погода расчистилась, и в воздухе чувствовалась та особенная, сухая свежесть, которая, наполняя сердце каким-то бодрым ощущеньем, почти всегда предсказывает мирный и ясный вечер после ненастного дня. («Свидание»)

4) Солнце село, но в лесу светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит весело блеском изумруда...

Внутренность леса постепенно темнеет, алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается все выше и выше, переходит от нижних, почти еще голых, веток к неподвижным, засыпающим верхушкам... Вот и самые верхушки потускнели; румяное небо синеет. Лесной запах усиливается, слегка повеяло теплой сыростью; влетевший ветерок около вас замирает. («Ермолай и мельничиха»)


2. Самостоятельная работа: анализ художественного текста

(тексты разложены на каждой парте)

Анализируя текст, учащиеся определяют его тему, идею, отмечают художественные особенности; расставляют знаки препинания. Текст дается учащимся без знаков препинания.

...Визжит ветер мечется как бешенный мчатся рыжие низкие словно в клочья разорванные облака все закрутилось смешалось захлестал закачался отвесными столбами рьяный ливень молнии слепят огнистой зеленью стреляет как из пушки отрывистый гром запахло серой... («Голуби»)

Примерный анализ текста

Автор создает картину грозы. Действие разворачивается стремительно, динамично. Каждое мгновение сопровождается изменением в природе (автор использует ряд глаголов с приставкой за-, обозначающей начало действия: закружилось, захлестал, закачался). Динамика передана глаголами мечется, закрутилось, смешалось, захлестал, закачался, стреляет. Живость тексту придают и фразеологизмы: носится как бешеный, стреляет как из пушки.

Наблюдается конструктивное сходство простых предложений (визжит ветер; мчатся облака; захлестал рьяный ливень; стреляет как из пушки гром). Все эти простые предложения схожи по строению: автор использует инверсию, чтобы также подчеркнуть стремительность и напряженность разразившейся грозы.

Простые предложения будут разделены запятыми, так как они тесно связаны по смыслу, сходны по строению; произносить их следует живо, соблюдая перечислительную интонацию.


3. Объяснительный диктант

Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. («Бирюк»)

...Утро зачиналось. Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке .бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею. («Бежин луг»)

Задание

Объясните постановку знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.


4. Обучающее изложение

ГОЛУБИ

Назревала гроза великая. Темно-синяя туча лежала грозной громадой на целой половине небосклона.

Все притаилось. Все изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей. Не слыхать, не видать ни одной птицы. Попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий, крупный лист лопуха.

Туча не двигалась. Она давила безмолвно землю и только словно пухла да темнела.

И вот по одноцветной её синеве замелькало что-то ровно и плавно: ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь.

Летел, летел все прямо, прямо. и потонул за лесом. Прошло несколько мгновений — так же стояла жестокая тишь. Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад: то летят домой ровным полетом два белых голубя.

И вот, наконец, сорвалась буря — и пошла потеха! Визжит ветер, мечется как бешенный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака, все закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой.

Но под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя — и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может быть, спас. Нахохлились оба — и чувствует каждый своим крылом крыло соседа.

Хорошо им!

(По И. Тургеневу)

Задание

1) Напишите подробное изложение.

2) Определите основную мысль текста и аргументируйте её, дополнив текст изложения.


5. Слушание нескольких творческих работ


6. Творческая работа

Написание сочинений-миниатюр (пейзажных зарисовок) с использованием бессоюзных сложных предложений (черновой вариант).

Образец пейзажной зарисовки

МЕТЕЛЬ

Вот и снова навестила нас зима. Дохнула чародейка холодом, напустила на нас ветры лютые да метели снежные. Запахнувшись в снега, застыла природа. Красота суровая, неописуемая белизна, режущая глаза.

Любит зима устраивать на земле праздники, приглашая в гости нежных снежинок с дальних белых облаков. Вдруг на пути им встретился ветер, оказывается, в этот день его не пригласили на зимнее торжество. Тогда проказник, сговорившись с госпожой метелицей, пошёл гулять по свету.

Вот они проносятся над широким полем, поднимая, тормоша снежинки, которые уже опустились на землю. Пришлось снежинкам сняться с места, пуститься вместе с ними в путь.

Гудит, веет ветер в поле; небо слилось с землёй от снежной круговерти. Ветер властвует, задирист, зол, неукротим, неотступен, хочет проникнуть повсюду. Ошалелый, он то горстями подхватывает холодные снежинки, то завивает их в позёмку, то свистит в безраздельной удали.

Вот и до леса добрались метелица с ветром — лес застонал, загудел, зашумел. Деревья зашептались, заволновались, вздрагивая ветками; облака белых пушинок сорвались с них и, словно сговорившись с ветром, весело приплясывая, стали кружится вокруг деревьев. Ветер не только срывает с деревьев снежинки, но и, разозлившись, ломает ветки. Почувствует ветер, что ослабевает его сила, уляжется, отдохнёт немного и пойдёт кружить над землёй. И вновь пустятся в беспорядочный пляс снега.

Хоть и много у ветра сил, но и он устаёт, стихает, обессилев, кончает свои проказы. После такой удали выйдешь на улицу — тишина пронзительная. Посмотришь — удивишься: снегу видимо-невидимо. И лежит он беспорядочно, обняв всё вокруг, возвышаясь то тут, то там сугробами.

Однако не любит ветер долго отдыхать. Не успеет одна снеговая метель утихомириться — следом идёт другая.


V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм»

Выразите своё отношение к тезису: «Природа — не храм, а мастерская...» (И. Тургенев. «Отцы и дети»)


VI. Домашнее задание

Отредактировав текст сочинения-миниатюры, закончить творческую работу в тетради.






Для любых предложений по сайту: [email protected]