Развитие речи. Использование в речи сложных предложений с разными видами связи - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

Все уроки Русского языка 9 класс

Развитие речи. Использование в речи сложных предложений с разными видами связи - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

Цели: совершенствовать умения строить и употреблять в речи данные конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания; показать необходимость вдумчивого, осмысленного обращения с языковым материалом.

Оборудование: учебные тексты, раздаточный материал, текст изложения, репродукции картин Ф. Решетникова.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

Практическая работа с языковым материалом

(выполняется на доске и в тетрадях)

Расставьте знаки препинания. Дайте характеристику предложения с разными видами связи. Составьте его схему.

...Если человек никогда не раскрывал хороших книг волновавших сердце и умы миллионов людей не запомнил хотя бы десятка- другого строк любимого поэта или вообще такового не имеет, он обречён на духовную нищету, он живет в полсердца, лишив себя огромной доли радостей, которыми наслаждается человек, общающийся с миром прекрасного.

(Л. Кассиль)


III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Умение использовать в речи сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи — показатель высокой степени развития речи, а следовательно, и мышления, поскольку в этих предложениях выражается сложная семантика.


IV. Работа над совершенствованием пунктуационных навыков и речевых умений

1. Орфографический и пунктуационный анализ текста

Внимательно прочитайте текст. Чему он посвящён? Попытайтесь кратко сформулировать основные тезисы высказывания А. Герцена.

Книга — это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась.

<...> Но в книге не одно прошедшее; она составляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящего, во владение всей суммы истин и усилий, найденных страданиями, облитых иногда кровавым потом; она — программа будущего. Итак, будем уважать книгу!

• Какова стилистическая принадлежность данного высказывания? Как она отражается на особенностях синтаксических конструкций?

• Произведите орфографический и пунктуационный анализ текста и запишите его по памяти.


2. Составление цитатного плана текста с использованием сложных предложений с разными видами связи (работа в парах)

Тексты разложены на каждой парте.

Задание

• Прочитайте текст и проследите, в зависимости от чего меняется характер синтаксических конструкций в разных его частях.

• Найдите сложные предложения с разными видами связи. Запишите их, составьте схемы, объясните расстановку знаков препинания.

• Какие орфограммы и пунктограммы привлекли ваше внимание, заставили задуматься, найти объяснение?

• Попробуйте составить цитатный план текста.

С нами пришел на озеро мальчик. Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночевки в лесу и холод осенних рассветов. Гораздо лучше нас, взрослых, он все замечал и рассказывал. Он был выдумщик, этот мальчик, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду. Каждый день он выдумывал что-то новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел, как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины и переправлялись при свете ночной, небывалой радуги. Мы делали вид, что верили ему.

Все, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над черными озерами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен.

Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. Мы притихли. Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке,— кто знает, что это мог быть за зверь!

Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными проницательными глазками. Наконец показалась полосатая шкурка. Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.

Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжётся, но я опоздал: барсук прыгнул к сковородке и сунул в неё нос...

Запахло паленой кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли.

На озере и в лесу началось смятение: без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука.

Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожжённый нос.

(К. Паустовский)


3. Конструирование сложных предложений с разными видами связи

Составьте предложения, употребляя следующие фрагменты:

Помню, что, когда.., ... .

Утверждают, что если.., то....

..., и хотя..., но....

..., но когда.. , ... .


4. Обучающее изложение

МАСТЕР

Автор знаменитых картин «Прибыл на каникулы», «Переэкзаменовка», «Опять двойка» — художник Федор Павлович Решетников. Он очень хорошо знал школу, но ему все казалось, будто наблюдений у него недостаточно, чтобы писать картину о ребятишках-учащихся. Поэтому художник стал частым гостем в школе, терпеливо высиживал на многих уроках, а потом все что-то записывал в свою тетрадь. В те минуты, когда у доски мялся, потупив голову, не подготовившийся к уроку мальчишка, и родилась у Решетникова мысль написать «Опять двойка».

Разрабатывая свой замысел, Федор Павлович сделал много набросков; он уже хорошо представлял себе героев будущего полотна, и в его воображении рисовался светловолосый, румяный, с хохолком на макушке мальчишка.

Предстояло найти натуру. На помощь пришли сами ребята. Главного героя Решетников писал с двух мальчиков. У каждого взял самое характерное: у одного — лицо, у другого — фигуру.

Ребята не только безотказно позировали, но и помогли своей изобретательностью и выдумкой, потому что желали художнику удачи. Как заставить шестилетнего малыша сидеть спокойно, сохраняя на лице нужное выражение? И они придумали. На стене, за спиной «двоечника», они показывали веселые диафильмы, и теперь ребенок подолгу сидел на велосипеде, не шевелясь, задорно смеялся, требовал продолжения сеанса, потому что происходящее вызывало большой интерес.

Как принудить собаку стоять спокойно в очень неудобной для нее позе? Выход был найден. Мальчик держал в зубах кусочек колбасы, и собака тянулась к ней и так «позировала», чтобы в награду получить вкусную подачку.

Получилось, что картину, посвященную детям, помогли написать сами дети.

(По Т. Ржевусской)

Задание

• Сформулируйте главную мысль текста.

• Определите тип, стиль речи.

• Проанализируйте синтаксис текста. Составьте план.

• Напишите изложение (черновой вариант), используя сложные предложения с различными видами связи.

Образец плана

1) Творческий замысел Ф. П. Решетникова.

2) Начало работы над картиной.

3) Помощь ребят:

а) изобретательность и выдумка;

б) искреннее желание успеха художнику.

4) Картина «Опять двойка» — большая удача мастера.


V. Домашнее задание

Отредактировав черновой вариант изложения, закончить творческую работу в тетради.






Для любых предложений по сайту: [email protected]