Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Понятие о сложноподчинённом предложении - СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: дать понятие о сложноподчинённом предложении; формировать умение находить главное и придаточное предложения в сложноподчинённом; развивать умение определять средства связи придаточного предложения с главным; развивать орфографическую зоркость.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать признаки сложноподчинённого предложения; уметь разбираться в смысловых отношениях между частями сложноподчинённого предложения; уметь объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
(Упр. 82 — обсуждение вопросов и заданий.)
2. Словарный диктант
(Один ученик работает у доски, остальные — в тетрадях. Учитель проверяет выполнение сразу после диктанта, учащиеся по очереди комментируют правописание каждого слова.)
Корреспондент, дощатый, одиннадцать, апеллировать, алюминий, учреждение, профессионализм, гостиная, презирать, иллюстрация, румяный, конвейер.
III. Работа по теме урока
1. Слово учителя
О сложноподчинённых предложениях вам многое известно из курсов предыдущих лет, кроме того, дома вы прочитали § 18. Поэтому предлагаю поменяться местами: вы объясняете материал, я стараюсь его усвоить.
(Объяснение материала нужно разбить на несколько стадий, за каждую из которых отвечает кто-либо из учеников. Функция учителя — задавать вопросы, направлять ими ход урока. Уточнять, комментировать объяснения лучше совместно с классом.)
2. Формулирование выводов
• Части сложноподчинённого предложения не равноправны по смыслу: главное предложение подчиняет себе придаточные.
• В сложноподчинённом предложении может быть одно или несколько придаточных.
• Придаточные предложения связаны с главным с помощью подчинительных союзов или союзных слов, указательных слов, интонации.
• Придаточное предложение может относиться к определённому слову или словосочетанию, к грамматической основе главного предложения или ко всему главному предложению.
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 83 — устно.
2. Упр. 85 — комментированное письмо.
2. Объяснительный диктант
1) Удивляешься, перечитывая знакомые страницы прозы или стихи, потому что открываешь каждый раз что-нибудь незамеченное раньше.
2) Пушкин настолько глубоко укоренился в нашем сознании, что без него, наверное, мы не представляем своей жизни.
V. Подведение итогов урока
— Какие предложения называются сложноподчинёнными?
— В чём вы видите основное отличие сложносочинённых предложений от сложноподчинённых?
— Назовите средства связи в сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях.
— Чем отличаются подчинительные союзы от союзных слов?
Домашнее задание
1. § 18.
2. Упр. 84.