Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении - БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: познакомить с бессоюзными сложными предложениями со значением перечисления; формировать умения правильно ставить запятые и точку с запятой в бессоюзном сложном предложении, составлять бессоюзные сложные предложения, между частями которых необходимо ставить точку с запятой; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, память, речь учащихся.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать признаки бессоюзного сложного предложения; уметь разбираться в смысловых отношениях между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления; владеть навыками выразительного чтения; уметь объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Чтение предложений на каждый случай постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.)
III. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Чтение теоретических сведений (§ 33, с. 128—129).)
2. Слово учителя
Рассмотрим знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях при перечислении фактов. Внимания заслуживает постановка точки с запятой. Этот знак ставится обязательно, если хотя бы одна из частей бессоюзного сложного предложения осложнена однородными членами, обособленными обстоятельствами и определениями, сравнительными оборотами, обращением и т. д. Точка с запятой может стоять и в том случае, если бессоюзное сложное предложение не содержит осложнений. Это чаще всего случаи постановки авторских знаков: автор хочет подчеркнуть паузы между частями предложения, отделить их друг от друга. Много подобных примеров в “Евгении Онегине” А. С. Пушкина:
1) Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит...
2) Нет: рано чувства в нём остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы недолго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели...
3) Огонь потух; едва золою
Подёрнут уголь золотой...
4) Татьяна в лес; медведь за нею;
Снег рыхлый по колено ей...
5) Под грудь он был навылет ранен;
Дымясь, из раны кровь текла.
Мы видим, что лишь в пятом примере точка с запятой обоснована осложнением второго предложения, в котором выделено деепричастие. Остальные случаи точки с запятой определены самим автором; означают более длительные паузы, неторопливый тон повествования.
Есть случаи, когда в бессоюзном сложном предложении необходима именно точка с запятой:
Теплоход шёл, бесшумно разрезая волны; развлекая пассажиров, над палубой летали чайки.
Попробуем заменить точку с запятой одной запятой. В таком случае появляется двусмысленность: непонятно, то ли теплоход развлекал пассажиров, то ли это делали чайки.
IV. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
1. Упр. 191 — комментированное письмо, обсуждение задания.
2. Упр. 192 — устно.
3. Упр. 193 — самостоятельная работа по двум вариантам с последующим обсуждением.
V. Подведение итогов урока
— В каких случаях в бессоюзных сложных предложениях со значением перечисления между частями ставится запятая, а в каких — точка с запятой?
Домашнее задание
1. § 33.
2. Упр. 194.