Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении - БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: познакомить с бессоюзными сложными предложениями со значением причины, пояснения, дополнения; формировать навыки постановки двоеточия в бессоюзных сложных предложениях, составления бессоюзных сложных предложений; развивать грамотность; воспитывать внимательность.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать признаки бессоюзного сложного предложения; уметь разбираться в смысловых отношениях между частями бессоюзного сложного предложения со значением причины, пояснения, дополнения; владеть навыками выразительного чтения; уметь объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
(Упр. 194 — обсуждение заданий; самодиктант.)
2. Анализ предложений
— Запишите предложения под диктовку, подчеркните главные члены, составьте схемы. Укажите средства выразительности в предложениях.
1) Лёгкая пыль жёлтым столбом поднимается и несётся по дороге, далеко разносится дружный топот; лошади бегут, навострив уши; впереди всех, задрав хвост и беспрестанно меняя ногу, скачет какой-нибудь рыжий космач с репейниками в спутанной гриве. (И. Тургенев)
2) После дождя на минутку выглядывало солнце, обливая радостным сверканием омытую дождём молодую, ещё нежную зелень сиреней, сплошь наполнявших мой палисадник; громче становился задорный крик воробьёв на рыхлых огородных грядках; сильнее благоухали клейкие коричневые почки тополя. (А. Куприн)
III. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение теоретических сведений и материала для самостоятельных наблюдений (§ 34, с. 131, 132).)
2. Анализ предложений
— Определите значения частей бессоюзных сложных предложений, сверяясь с таблицей “Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении”.
1) Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (Причина.)
2) Я понимал: выручить нас может только случайность. (Дополнение.)
3) Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи. (Причина.)
4) Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. (Пояснение.)
5) Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
А. Пушкин
(Причина.)
6) Опомнилась, глядит Татьяна:
Медведя нет; она в сенях.
А. Пушкин
(Дополнение. В первой части предложения подразумевается “глядит и видит”.)
7) Странный случай произошёл: в дороге совершенно поиздержался. (Н. Гоголь) (Пояснение.)
8) Печален я: со мною друга нет... (А. Пушкин) (Причина.)
Комментарии
Бессоюзные сложные предложения с двоеточием требуют особой интонации: она понижается в конце первой части, перед двоеточием.
IV. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
1. Упр. 195 — устно.
2. Упр. 196 — комментированное письмо, обсуждение задания.
3. Упр. 197 — самостоятельная работа с последующим обсуждением.
V. Подведение итогов урока
— В каких случаях в бессоюзных сложных предложениях между частями ставится двоеточие?
— Какова интонация бессоюзных сложных предложений с двоеточием?
Домашнее задание
1. § 34.
2. Упр. 198.