Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении - БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении - БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: познакомить с бессоюзными сложными предложениями со значением причины, пояснения, дополнения; формировать навыки постановки двоеточия в бессоюзных сложных предложениях, составления бессоюзных сложных предложений; развивать грамотность; воспитывать внимательность.

Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать признаки бессоюзного сложного предложения; уметь разбираться в смысловых отношениях между частями бессоюзного сложного предложения со значением причины, пояснения, дополнения; владеть навыками выразительного чтения; уметь объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

(Упр. 194 — обсуждение заданий; самодиктант.)

2. Анализ предложений

— Запишите предложения под диктовку, подчеркните главные члены, составьте схемы. Укажите средства выразительности в предложениях.

1) Лёгкая пыль жёлтым столбом поднимается и несётся по дороге, далеко разносится дружный топот; лошади бегут, навострив уши; впереди всех, задрав хвост и беспрестанно меняя ногу, скачет какой-нибудь рыжий космач с репейниками в спутанной гриве. (И. Тургенев)

2) После дождя на минутку выглядывало солнце, обливая радостным сверканием омытую дождём молодую, ещё нежную зелень сиреней, сплошь наполнявших мой палисадник; громче становился задорный крик воробьёв на рыхлых огородных грядках; сильнее благоухали клейкие коричневые почки тополя. (А. Куприн)

III. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение теоретических сведений и материала для самостоятельных наблюдений (§ 34, с. 131, 132).)

2. Анализ предложений

— Определите значения частей бессоюзных сложных предложений, сверяясь с таблицей “Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении”.

1) Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (Причина.)

2) Я понимал: выручить нас может только случайность. (Дополнение.)

3) Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи. (Причина.)

4) Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. (Пояснение.)

5) Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума:

Верней нет места для признаний

И для вручения письма.

А. Пушкин

(Причина.)

6) Опомнилась, глядит Татьяна:

Медведя нет; она в сенях.

А. Пушкин

(Дополнение. В первой части предложения подразумевается “глядит и видит”.)

7) Странный случай произошёл: в дороге совершенно поиздержался. (Н. Гоголь) (Пояснение.)

8) Печален я: со мною друга нет... (А. Пушкин) (Причина.)

Комментарии

Бессоюзные сложные предложения с двоеточием требуют особой интонации: она понижается в конце первой части, перед двоеточием.

IV. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 195 — устно.

2. Упр. 196 — комментированное письмо, обсуждение задания.

3. Упр. 197 — самостоятельная работа с последующим обсуждением.

V. Подведение итогов урока

— В каких случаях в бессоюзных сложных предложениях между частями ставится двоеточие?

— Какова интонация бессоюзных сложных предложений с двоеточием?

Домашнее задание

1. § 34.

2. Упр. 198.






Для любых предложений по сайту: [email protected]