Морфемика. Словообразование - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год

Морфемика. Словообразование - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Цели: обобщить знания о морфемике и словообразовании; совершенствовать умения членить слова на морфемы, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, группировать слова по способам их образования; развивать способности анализировать, делать выводы.

Планируемые результаты: уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; уметь членить слова на морфемы; знать способы образования частей речи; владеть навыками устной и письменной речи, навыками работы со словарями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ выполнения теста

III. Проверка домашнего задания

1. Упр. 232 — обсуждение вопросов и заданий.

2. Упр. 242 — запись примеров в таблицу на доске и в тетрадях.

IV. Закрепление изученного материала

1. Актуализация знаний

— Что изучает морфемика? словообразование?

— Из каких частей (морфем) состоит слово?

— Что называется основой слова?

— В чём заключается особое положение окончания по сравнению с основой? (Примерный ответ. Основа состоит из значимых частей: корня, приставки, суффикса; окончание же играет вспомогательную роль — служит для связи слов в предложении и образования форм слов. Окончание может разрывать основу — стоять перед суффиксом (постфиксом) в возвратных глаголах:улыбаешься, состоится, поётся. Окончание может быть нулевым. Некоторые части речи не имеют окончаний. Например: что — союз, надолго — наречие — оба слова состоят только из основы.)

— Чем отличается словообразовательный разбор от разбора слова по составу?

2. Работа по учебнику

(Чтение теоретических сведений (с. 164, 166).)

3. Выполнение практических заданий

— Выполните словообразовательный разбор и разбор по составу слов подоконник и пригородный (по вариантам). Укажите способ их образования. (Подоконникокно (приставочно-суффиксальный способ). Пригородныйпригородгород (суффиксальный способ).)

— Назовите основные способы словообразования и приведите примеры.

Комментарии

Приставочный: услышатьслышать.

Суффиксальный: охотникохота.

Приставочно-суффиксальный: предгорьегора.

Сложение: целых слов - мать-и-мачеха (мать, и, мачеха); основ слов — луноход (луна, ходить), в этом случае наблюдается ещё отсечение суффикса; основ и суффикса — первомайский(первый, май, суффикс -ск-); первых букв слов — аббревиатуры: РФ — Российская Федерация, вуз — высшее учебное заведение.

Слияние: долгоиграющийдолго играющий.

Переход из одной части речи в другую: гостиная (сущ.) ← гостиная (“комната”; имя прилагательное); несмотря на (предлог) ← не смотря (деепричастие с отрицательной частицей).

— Определите, какое из перечисленных слов состоит из приставки, корня, суффикса и окончания, выделите части слов (по вариантам): подбор, подгорный, подиум, подробно. (Подгорный.)

4. Работа по учебнику

1. Упр. 237 — выполнение по трём вариантам (по 6 слов) с последующим обсуждением.

2. Упр. 238 — чтение текста, обсуждение вопросов и заданий.

3. Упр. 240, 241 — самостоятельная работа с последующим обсуждением.

4. Упр. 243 — устно.

5. Упр. 244 — чтение текста, обсуждение вопросов и заданий.

5. Тест по теме урока

(См.: КИМы, тест 3.)

V. Подведение итогов урока

— Как связаны морфемика и словообразование?

— Как связаны морфемика, словообразование и орфография?

Домашнее задание

1. § 43—45.

2. Упр. 239, 245.

3. Задание повышенной трудности (с. 169).






Для любых предложений по сайту: [email protected]