Морфология - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год

Морфология - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Цели: систематизировать и обобщить знания о морфологии; совершенствовать умения определять принадлежность слова к части речи, группировать слова по частям речи, производить морфологический разбор указанных слов; развивать орфографическую зоркость, способность анализировать, делать выводы; воспитывать любовь к языку.

Планируемые результаты: уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; уметь определять части речи по их морфологическим признакам; знать функции частей речи; владеть навыками устной и письменной речи, навыками работы со словарями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ выполнения теста

III. Проверка домашнего задания

1. Упр. 239 — проверка таблицы “Гласные буквы в корнях с чередованием ао, еи”.

2. Упр. 245 — обсуждение выполненных заданий.

3. Рассказ о классификации частей речи в русском языке (по заданию повышенной трудности, с. 169).

IV. Закрепление изученного материала

1. Актуализация знаний

— Сколько частей речи в русском языке?

— Какие самостоятельные части речи вам известны?

— Назовите служебные части речи.

— Какова роль междометий?

— Назовите грамматические признаки имён существительных.

— Каковы грамматические признаки имён прилагательных?

— Вспомните, чем качественные прилагательные отличаются от относительных.

— Какие грамматические признаки имеют числительные?

— Какие грамматические признаки выделяются у местоимений, кроме общих для именных частей речи числа, рода и падежа?

— Перечислите грамматические признаки глаголов.

— Какой грамматический признак глагола сохраняет деепричастие?

— В чём особенность грамматических признаков причастия?

— Какой общий грамматический признак может быть у наречий и имён прилагательных?

— Каковы морфологические признаки предлога?

— На какие разряды делятся союзы по значению?

— Назовите разряды частиц.

2. Выполнение практических заданий

— Определите род имён существительных (устно).

Фальшь (ж. р.), тюль (.м. р.), кеды (в ед. ч. — кед, м. р.), Дели (м. р.), шампунь (м. р.), кенгуру (м. и ж. р.), мадам (ж. р.), бра (с. р.), лакомка (общий род), кофе (м. р.), шимпанзе (м. и ж. р.), тапки (в ед. ч. — тапка, ж. р.), подлиза (общий род), герань (ж. р.), Тбилиси (м. р.), туфли (в ед. ч. — туфля, ж. р.), Миссури (ж. р.), театр-студия (м. р.), кресло-кровать (с. р.), пенальти (м. р.), сирота (общий род), толь (м. р.), тропики (род не определяется), плащ-палатка (м. р.), мозоль (ж. р.), тряпка (ж. р.; в значении “безвольный человек” — общий род).

— Определите, какие существительные относятся к одушевлённым (+), а какие — к неодушевлённым (—) (устно).

Толпа (—), кукла (+), любитель (+), читатель (+), мертвец (+), актёр (+), класс (—), образ (—), шляпа (-), труп (—), валет (+), Луна (-), покойник (+), звезда (—).

Комментарии

Определяем эту категорию по следующему признаку: винительный падеж множественного числа у неодушевлённых существительных совпадает с именительным, у одушевлённых — с родительным.

В случае если слово звезда имеет значение “выдающийся человек”, оно приобретает одушевлённость. Сравним: Вижу звёзды на небе. Вижу звёзд экрана.

— Запишите прилагательные в три столбика: качественные, относительные и притяжательные.

Солнечный зайчик, рыбачья лодка, каменные ступени, краткий справочник, угловатая фигура, французский шарм, львиная клетка, рыболовная снасть, тихий голос, дорогой магазин, медвежья берлога, пятиэтажный дом, оловянное месторождение, мамины хлопоты, беглый взгляд, ароматный кофе, стиральная машина, твёрдый характер, детские болезни, холодный ум, бумажный кораблик, бабушкин сундук, вредные советы.

— Запишите предложения под диктовку, объясните правописание глаголов.

1) Помашите нам из окна! Вы помашете нам?

2) Выйдите к дороге! Когда выйдете, посмотрите по сторонам.

3) Вы пишете редко, пишите чаше!

Комментарии

Повелительное наклонение образуется с помощью суффикса -и-, в единственном числе окончание нулевое, во множественном числе — окончание -те. В изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени могут быть окончания -ете или -ите, в зависимости от спряжения глагола: Вы бойко пишете! (I спряжение.) Вы посмотрите мою работу? (II спряжение.)

— Сопоставьте три предложения, определите, к каким частям речи относится слово весело в каждом предложении:

а) Он смотрел весело.

б) Лицо его весело.

в) Ему весело.

Комментарии

В первом предложении весело — наречие (смотрел (как?) весело); во втором — краткое прилагательное (лицо (каково?) весело); в третьем — слово категории состояния (синтаксически независимо, является сказуемым, обозначает состояние человека).

3. Работа по учебнику

1. Упр. 246 — заполнение таблицы на доске и в тетрадях.

2. Упр. 247 — чтение, определение стиля текста; выполнение по двум вариантам (1-й вариант выписывает причастия, 2-й — прилагательные) с последующим обсуждением.

3. Упр. 249 — устно; выполнение схемы на доске.

4. Упр. 250 — самостоятельная работа с последующим обсуждением.

5. Упр. 251 — устно.

4. Тест по теме урока

(См.: КИМы, тест 4.)

V. Подведение итогов урока

— Как связаны морфология и орфография?

Домашнее задание

1. § 45-46.

2. Упр. 248, 252.

3. Задание повышенной трудности (с. 174).






Для любых предложений по сайту: [email protected]