Развитие речи. Выборочное изложение - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год

Развитие речи. Выборочное изложение - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Цели: развивать умения отбирать необходимые для изложения микротемы, создавать целостный завершённый текст, сохраняя стиль исходного; развивать творческие способности, обогащать словарный запас; воспитывать любовь к искусству.

Планируемые результаты: уметь определять стиль и тип речи текста, письменно излагать текст; владеть приёмами сокращения текста; уметь применять пунктуационные и орфографические правила.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ выполнения теста

III. Проверка домашнего задания

(Упр. 257 — проверка по цепочке.)

IV. Работа по теме урока

Подготовка к изложению

1. Чтение задания и текста упр. 259.

2. Обсуждение вопросов.

— Какова тема текста?

— В каком стиле написан текст?

— Какова композиция текста?

— Чем отличается сжатое изложение текста от подробного?

— Какие способы сжатия (компрессии) текста вам известны? (Упрощение, обобщение, исключение.)

— Охарактеризуйте каждый из этих способов. (Примерный ответ. Упрощение — слияние нескольких предложений в одно, замена сложноподчинённого предложения простым, замена части предложения синонимом (синтаксическая синонимия). Обобщение — замена однородных членов обобщающим членом, замена части предложения обобщающим местоимением. Исключение — пропуск деталей, подробностей, повторов, вводных и уточняющих конструкций.)

— Что необходимо сохранить при сжатом изложении текста? (Логическую последовательность событий в повествовании, главные признаки изображаемого в описании, ход развития мысли в рассуждении.)

Комментарии

Чтобы пересказать текст сжато, надо внимательно прочитать его, выделить основную мысль, найти самые важные предложения, ключевые слова. Необходимо умение отбирать главное, существенное, обобщать прочитанное или услышанное, упрощать сложные синтаксические конструкции.

Прежде всего следует определить стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании — начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании — предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении — общее положение, аргументы, доказательства, вывод).

Итак, для того, чтобы сжать текст, можно пересказать диалоги своими словами или перевести прямую речь в косвенную (упростить), обобщить предложения с однородными членами, опустить второстепенные детали, обращения, подробности, синонимы, уточняющие конструкции.

Сжатие текста необходимо не только при написании изложений. Владеть приёмами компрессии текста важно при составлении тезисов, планов, конспектов — всего того, что пригодится в дальнейшей учёбе и работе.

3. Составление плана.

Примерный план

1) Почему судьбы героев кинокартин волнуют зрителей?

2) Что составляет заряжающую силу искусства?

3) Почему мы любим искусство?

4) Чем трудна и чем привлекательна работа актёра?

4. Сжатый пересказ текста.

V. Закрепление изученного материала

(Написание изложения.)

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

— Какими приёмами сжатия текста можно пользоваться при устном и письменном изложении текста?

— В чём вы видите особенности и трудности изложения, над которым вы работали?

Домашнее задание

1. § 47.

2. Упр. 260.

3. Задание повышенной трудности (с. 178).

4. Упр. 264, 265 (работа в группах).






Для любых предложений по сайту: [email protected]