Орфография. Пунктуация - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год

Орфография. Пунктуация - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Цели: обобщить знания об орфографии и пунктуации; совершенствовать умения правильно писать слова с изученными орфограммами, определять их вид, расставлять знаки препинания, объяснять условия выбора постановки знаков препинания; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; уметь работать в группе.

Планируемые результаты: уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; понимать значение изучения правописания; владеть орфографическими и пунктуационными навыками, навыками работы в группе.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Чтение и анализ изложений

III. Проверка домашнего задания

1. Упр. 260 — чтение и обсуждение сочинений.

2. Упр. 264 — чтение текста, объяснение постановки знаков препинания.

3. Выступления групп по заданиям упр. 265.

IV. Закрепление изученного материала

1. Актуализация знаний

(Представление индивидуальных систем повторения орфографии и пунктуации (по заданию повышенной трудности, с. 178).)

2. Выполнение практических заданий

— Запишите предложения на слух, объясните орфограммы и знаки препинания, составьте схемы.

1) Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу:

Мне только бы досталось в генералы.

2) Чудеснейшего свойства

Он наконец: уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства

И на душе проступков никаких.

3) Ученье - вот чума, учёность — вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

— Определите, из какого произведения взяты цитаты и каким героям принадлежат эти реплики. (Реплики принадлежат героям комедии А. Грибоедова “Горе от ума”: 1) Скалозубу; 2) Софье; 3) Фамусову.)

Схемы предложений

1) [..., (чтоб ...), ...]; [ ]: [ ].

2) [ ]: [ ], [ ] и [ ].

3) [ ], [ ], (что ..., (чем ...), ...).

3. Работа по учебнику

1. Упр. 261 — комментированное письмо.

2. Упр. 262 — устный разбор, выборочное выполнение (наиболее трудных примеров).

3. Упр. 263 — самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

4. Упр. 267 — выразительное чтение, обсуждение вопросов и заданий, выборочное выполнение.

5. Упр. 266 — самостоятельная подготовка к диктанту, обсуждение вопросов; написание под диктовку, творческая работа.

V. Подведение итогов урока

— Что включается в понятие “правописание”?

— Почему важно соблюдать правила орфографии и пунктуации?

Домашнее задание

1. § 47.

2. Упр. 268, 270 (устно), 271.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Проверка Домашнего задания

1. Упр. 268 — обсуждение вопросов и заданий.

2. Упр. 270 — устные рассказы о будущей профессии.

3. Упр. 271 — чтение и обсуждение примеров заполнения таблицы.

III. Закрепление изученного материала

1. Выполнение практического задания

— Объясните постановку знаков препинания, сделайте устный синтаксический разбор предложений.

1) Свежо предание, а верится с трудом. (А. Грибоедов)

2) Как платья, волосы, так и умы коротки. (А. Грибоедов)

3) Каждый человек — это мир, который с ним рождается и с ним умирает. (Г. Гейне)

4) В предстоявшем деле следовало быть мудрым, яко змий, и кротким, как голубь. (Г. Успенский)

5) Я усталым таким ещё не был.

В эту серую морось и слизь

Мне приснилось рязанское небо

И моя непутёвая жизнь.

С. Есенин

Комментарии

Можно дать эти предложения в качестве индивидуальных заданий. Отметить роль союзов, функции знаков препинания: отделительные (здесь — точки); разделительные (здесь — запятые в 1-м, 2-м предложениях, запятая и тире в 3-м предложении); выделительные (здесь — запятые, выделяющие сравнительные обороты, в 4-м предложении). Обратить внимание на внешнюю схожесть 2-го и 4-го предложений: 4-е предложение — простое, осложнено двумя сравнительными оборотами; 2-е — сложное с придаточным сравнительным: [Как ...], (так и ...), в придаточном опущено сказуемое (неполное предложение). Отметить ряды однородных членов во 2, 3, 4 и 5-м предложениях.

2. Работа по учебнику

1. Упр. 272 — устное обсуждение вопросов и заданий, выборочное выполнение (наиболее трудных примеров).

2. Упр. 273, 274 — выполнение по двум вариантам с последующим обсуждением.

3. Упр. 275 — выразительное чтение, обсуждение вопросов и заданий.

4. Упр. 278 — самостоятельная работа с последующим обсуждением.

5. Упр. 279 — самостоятельная работа с последующим обсуждением.

6. Перечитать приложение “Виды орфограмм, изученных в 5—7 классах” (с. 189—196); выбрать наиболее сложные, с точки зрения каждого; прокомментировать.

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия

— Что вам даётся труднее — орфография или пунктуация?

— Что вам помогает запомнить правила орфографии и пунктуации?

Домашнее задание

1. Подготовка к контрольной работе.

2. Упр. 276, 277 (по выбору учеников).






Для любых предложений по сайту: [email protected]