Индивидуальные задания - ПРИЛОЖЕНИЯ

Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год

Индивидуальные задания - ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Составьте схемы сложных предложений. Определите тип речи.

А (в) низу был л.-зняк и трава. (Темно) зелёный (в) близи л..зняк ра(з, с)б..гаясь по лугу синел. По краям же где р..внина уп..ралась в бугры всё было синим и дубы на х..лмах и барашки кустов и даже лошадь с маленьким жеребёнком. Ксин..ве добавлялся солнечный золотистый туман и горизонт уже (только) только угадывался. (В. Песков)

2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Составьте схемы сложных предложений, определите вид придаточных предложений. Определите стиль речи.

Большое обл..ко пр..плывая с зап..да на в..сток кинуло на р..внину пр..хладную тень. И луга (в) полне хватило что (бы) вместить и об..значить на л..снящихся травах всё полотно и все узорные зав..тки обл..ка. Мы д..гнали край тени и пошли вместе с ней по лугу к месту где полоса л..зняков и ракит прятала речку. (В. Песков)

3. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Выполните синтаксический разбор предложений.

Мальчишки попр..сили автомобильный насос получ(?)ше накачать шину. Они деловито (по) очереди сопели п..нали шину босыми пятками. И потом мы с бугра наблюдали как мелькали в кустах белые головы и слышались звонкие шлёпки л..доней по шине. (В. Песков)

4. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Составьте схему предложения. Найдите изобразительно-выразительные средства, определите их роль.

Переход от Европы к Азии делает(?)ся час от часу чувствительнее леса и(з, с)чезают холмы сглаживают(?)ся трава густеет и являет большую силу растительности показывают(?)ся птицы (не, ни) ведомые в наших лесах орлы сидят на кочках озн..чающих большую дорогу (как) (буд) то на страже и гордо смотр..т на путешестве(н, нн)иков. (А. Пушкин)

5. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Составьте схемы сложных предложений. Сделайте морфологический разбор наречия и краткого причастия.

Большая часть города выстрое(н, нн)а (по) азиатски дома ни(з, с)кие кровли пло(з, с)кие. В северной части возвышают(?)ся дома европейской архитектуры и около них начинают образовываться правильные площади. Базар разделяет(?)ся на несколько рядов лавки полны турецких и персидских товаров д..вольно деш..вых если принять в ра(с, сс)уждение всеобщую дор..говизну... (А. Пушкин)

6. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Составьте схемы сложных предложений, определите вид придаточных предложений. Обозначьте части речи.

Тяга к новаторству пр..од..ление кос(?)ных заплесневелых идей присуща решительно каждому кто увл..чё(н, нн)о работает в какой (бы) (то) (ни) было области знаний. В этом (то) и таит(?)ся для нас праз(?)ничная радость работы её главное очарование её соблазнительность и я от души благодарен судьбе что мне было дано испытать эту (не, ни) с чем (не, ни) сравнимую радость. (К. Чуковский)

7. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Составьте схему предложения, определите вид придаточных предложений. Определите стиль речи.

Для того что (бы) сравнивать олимпийские турниры разного времени (во) первых был принят метод оценки результатов национальной сборной (не, ни) по числу завоёва(н, нн)ых медалей а (по) тому, какой процент раз(и, ы)гра(н, нн)ых медалей достался нашим ол..мпийцам ведь от Игр к Играм число соревнований и ко(л, лл)ичество медалей р..стёт. (Из газеты)

8. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Составьте схемы предложений, определите вид придаточных предложений. Сделайте морфологический разбор имён собственных.

После того как Эстония обр..ла (не, ни) завис..мость отдыхать в прибалтийские дюны пр..ехали пожилые англ..чане. Балтика конечно покажет(?)ся холодной тем кто пр..вык к Рив..ере Красного моря. Прибалтийский загар пр..стаёт быстро и держит(?)ся очень долго (не, ни) смотря на то что со(?)нце почти всё время в обл..ках. (Из газеты)

9. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Составьте схему сложного предложения. Найдите изобразительно-выразительные средства, определите их роль.

Быстро дог..рающ..й свеч..й гас тёплый бе(з, с)ветре(н, нн)ый день. Только д..леко (в) дали в том месте где зашло со(?)нце небо ещё рдело б..гряными полосами (как) (буд) то вымаза(н, нн)ое широкими ударами кисти.

10. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Составьте схемы предложений, определите вид придаточных предложений.

По мере того как мы углублялись в горы растительность ст..новилась луч(?)ше. Дубовое редколесье сменилось густыми смеш..(н, нн)ыми лесами среди которых было много кедра. (В. Арсеньев)

11. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Составьте схемы сложных предложений, определите вид придаточных. Выпишите из второго предложения контекстный синоним к слову из первого предложения.

Самое удивительное конечно это со(?)нце. Главное даже (не, ни) ослепительное п..тно в небе а идущ..я от окна полоса воздуха в которой в..сят пуш..стые пылинки и мельчайшие скруче(н, нн)ые волоски. Их движения до того округлы и плавны что нач..нает казат(?)ся буд (то) есть какой (то) особый маленький мир живущ..й по своим законам и то (ли) ты сам когда (то) жил в этом мире то (ли) ещё мож..ш(?) туда попасть и стать одной из этих св..ркающих (не, ни) в..сомых точек. {В. Пелевин)

12. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Составьте схемы предложений, определите вид придаточных предложений. Определите, из какого произведения взяты цитаты и каким героям принадлежат эти реплики.

1) Когда (ж) постранствуеш(?) ворот..ш(?)ся домой

И дым отечества нам сладок и пр..ятен.

2) Тот и славился чья чаще гнулась шея.

3) И утверждают все кто только прежде знал

Что с храбростью его с талантом

Когда (бы) службу продолжал

Конеч(?)но был (бы) он московским комендантом.

4) Я правду о тебе пора(с, сс)кажу такую что хуже всякой лжи.

13. Определите значение выделенных слов. По какому принципу и с какой целью они образованы?

1) О, рассмейтесь, смехачи! Могатырь; лгавда; творяне. (В. Хлебников) 2) Он — чарователь, чаровальщик, чарун, он — чарник, чародей. В блёсткой тьме; ветропросвист; быстротемпный; олуненный; златолира. (Игорь Северянин)

14. Определите значение выделенных слов. По какому принципу и с какой целью они образованы?

1) Страшное слово на голову лавь! 2) Голову вымозжу каменным Невским... 3) стёганье одеялово 4) ...глупая тарелка вылязгивала. 5) за каплищей каплища 6) Эй, синеблузые! (В. Маяковский)

15. Найдите в тексте речевые ошибки. С какой целью автор прибегает к этому приёму?

...И едет, между прочим, в этом вагоне среди других такая вообще бабёшечка. Такая молодая женщина с ребёнком.

У неё ребёнок на руках. Вот она с ним и едет.

Она едет с ним в Новороссийск. У неё там муж, что ли. Там служит на заводе. Вот она к нему и едет.

И вот она едет к мужу. Всё как полагается: на руках у неё малютка, на лавке узелок и корзинка. И вот она едет в таком виде в Новороссийск. Едет она к мужу в Новороссийск. А у ей малютка на руках. И вот едет эта малютка со своей мамашей в Новороссийск. Они едут, конечно, в Новороссийск. (М. Зощенко)

16. Определите стиль текста. Отметьте особенности лексики.

— Кум у меня золотой. И руки у него золотые и головушка. Его дядей Ваней зовут. Он пчёл держит. А карасей знаешь как ловит? Мордой! Морду-то знаешь небось?

— Какую морду?

— Какой карасей ловят.

— А, знаю. Это вроде корзины с дыркой, куда караси залазят.

— Во-во! Поставит мой дорогой кум дядя Ваня морду в озеро, а караси шнырь-шнырь и залезают в неё.

(Ю. Коваль)






Для любых предложений по сайту: [email protected]