СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Русский язык - Полный справочник для подготовки к ЕГЭ

СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Существуют два основных способа связи предложений в тексте: цепной и параллельный.

Цепная (последовательная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия, события. В текстах с такой связью каждое новое предложение соотносится со словами и словосочетаниями предшествующего предложения; предложения как бы сцепляются между собой. В каждом новом предложении есть та информация, которая уже известна слушателю или читателю, то есть та, на которую мы опираемся при развёртывании мысли (данное, или тема). Но в нём обязательно должна быть и новая, ещё неизвестная информация, ради которой и создаётся предложение (новое, или рема). «Новое» в каждом предшествующем предложении становится «данным» для следующего предложения.


Цепная связь



Стоит дом. В доме — кресло. В кресле — Сонечка. Поджав ноги, как от высящейся воды прилива. (М.Ц.)

Средствами цепной связи обычно являются повтор, синонимические замены, местоимения, союзы.

При параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются.

Во многих текстах с параллельной связью первое предложение несёт новую информацию, которая получает развитие в каждом из последующих предложений, причём между собой эти последующие предложения не соединяются, каждое из них соединяется с первым, информация из которого становится «данным» для всех последующих. Параллельная связь основывается на параллельных, т. е. одинаковых или похожих по структуре, предложениях, в которых обычно употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые.


Параллельная связь



В доме Гаврилы Афанасьевича из сеней направо находилась тесная каморка с одним окошечком. В ней стояла простая кровать, покрытая байковым одеялом, а пред кроватью еловый столик, на котором горела сальная свеча и лежали открытые ноты. На стене висел старый синий мундир и его ровесница, треугольная шляпа... (А.П.).

Основными средствами параллельной связи являются: синтаксический параллелизм, вводные слова (во- первых, во-вторых, наконец), наречия места и времени (справа, слева, там, сначала и т.п.).


Средства связи предложений в тексте

Смысловая и грамматическая связность частей текста достигается при помощи различных средств связи.

1. Использование слов одной тематической группы.

Потом Ноздрёв показал пустые стойла, где были прежде тоже хорошие лошади. В этой же конюшне видели козла, которого, по старому поверью, почитали необходимым держать при лошадях, который, как казалось, был с ними в ладу, гулял под их брюхами, как у себя дома. (Н.Г.)

2. Лексический повтор, то есть повтор одного и того же слова, возможно в другой форме.

Из брички вылезали двое какие-то мужчин. Один белокурый, высокого роста; другой немного пониже, чернявый. Белокурый был в тёмно-синей венгерке, чернявый просто в полосатом архалуке. (Н.Г.)

3. Употребление однокоренного слова.

Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершение сходства фрак на нём был совершенномедвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. (Н.Г.)

4. Замена слова местоимением, чаще всего личным, или использование указательного местоимения.

Видал ли кто-нибудь белую радугу? Это бывает на болотах в самые хорошие дни. (М.П.)

5. Замена слова синонимом, в том числе контекстуальным, то есть таким, который является близким по смыслу только в этом контексте.

Покупки Чичикова сделались предметом разговоров. В городе пошли толки, мнения, рассуждения о том, выгодно ли покупать на вывод крестьян. (Н.Г.)

6. Замена слова синонимичным описательным оборотом.

Частями стал выказываться господский дом и наконец глянул весь в том месте, где цепь изб прервалась и наместо их остался пустырём огород или капустник, обнесённый низкою, местами изломанною городьбою. Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно. (Н.Г.)

7. Замена родового понятия видовым и наоборот, а также замена по признаку «часть — целое».

Я приехал в Казань, опустошённую и погорелую. По улицам, наместо домов, лежали груды углей и торчали закоптелые стены без крыш и окон. (А.П.)

8. Использование антонимов, в том числе контекстуальных.

Тут я его страшно пожалела: бедный! должно быть, с должности прогнали за пьянство, так он — с голоду... А оказалось, Марина, от любви. (М.Ц.)

9. Союз или частица в начале предложения.

Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво: не было кирчёных стен, резных узоров и прочих затей, но всё было пригнано плотно и как следует. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идёт только на мельницы да на корабли. (Н.Г.)

10. Использование наречий места и времени.

Вся передняя стена моленной была занята иконостасом, в котором, под дорогими окладами из серебра и золота, темнели образа самого старинного письма. Тут были собраны иконы работы фряжской, старого строгановского письма и произведения кормовых царских изографов. (М.-С.)

11. Синтаксический параллелизм, предполагающий одинаковую структуру и способы выражения членов соседних предложений.

Страннице — сон. Страннику — путь. (М.Ц.)

12. Структурная неполнота второго предложения.

Нет, это был сухой огонь, чистое вдохновение, без попытки разрядить, растратить, осуществить. Беда без попытки помочь. (М.Ц.)

13. Использование вводных слов и предложений.

Подъехавши к трактиру, Чичиков велел остановиться по двум причинам. С одной стороны, чтоб дать отдохнуть лошадям, а с другой стороны, чтоб и самому несколько закусить и подкрепиться. (Н.Г.)

Друзья говорят: не торопись. Ведь придётся ещё и впредь писать статьи, камешки пригодятся, А я отвечаю — пусть! Во-первых, насобираю ещё. Во-вторых, может быть, так даже интереснее. (В.Сол.)

14. Вопросно-ответная форма изложения.

И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком. (Н.Г.)

15. Видовременная соотнесённость глаголов, т.е. использование глаголов одинаковых форм, например одного времени или вида.

Потом он приобретает опыт, становится мастером, постигает законы композиции, архитектоники, гармонии и дисгармонии, обогащается целым арсеналом средств и профессиональных секретов.

И вот, вооружившись всем этим, он всю жизнь пытается сознательно достичь той же высоты, которая в юности далась ему как бы случайно. (В.С.)


ОБРАЗЦЫ ЗАДАНИЙ


60. Укажите средства связи предложений.

Произошло это утром, в десять часов. В этот час утра, в ясные дни, солнце всегда длинною полосой проходило по его правой стене и освещало угол подле двери. (Ф.Д.)

1) Лексический повтор

2) Замена синонимом

3) Указательное местоимение и лексический повтор

4) Лексический повтор, однокоренное слово и указательное местоимение


61. Укажите средства связи предложений.

Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались ещё кой в чём другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. (Н.Г.)

1) Лексический повтор

2) Замена синонимом

3) Однокоренные слова

4) Указательное местоимение






Для любых предложений по сайту: [email protected]