Русский язык - Полный справочник для подготовки к ЕГЭ
СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ
Чужая речь — это высказывания других лиц, включённые в авторский текст. Слова, вводящие чужую речь, называются словами автора или авторскими словами.
Для передачи чужой речи используются следующие способы:
1) предложения с прямой речью для передачи её без изменений: «С ней шутить нельзя», — эти слова Гагина, как стрелы, впились в мою душу (И.Т.);
2) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями: Г. Троепольский писал, что дружба и доверие не покупаются и не продаются;
3) несобственно-прямая речь, то есть речь того, кого цитируют, не выделенная в структуре авторской: Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего- то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевита блестела вода в далёком Дунае! (Л.Т);
4) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения: Любви цветок, как говорят поэты, раскрылся даже в стужу зимних дней. (М. Дж.)
Прямая речь — это форма точной передачи чужой речи с буквальным воспроизведением её лексического наполнения и особенностей синтаксического строения: «Конечная остановка, сударь», — сказал надо мной суровый голос (В.Н.).
Предложение с прямой речью состоит из двух частей: речи цитируемого («Конечная остановка, сударь») и слов автора, которые сопровождают прямую речь (сказал надо мной суровый голос). Слова автора указывают, кому принадлежит прямая речь, когда речь была произнесена, при каких обстоятельствах, какова манера говорить у лица, речь которого передаётся.
Слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё, а также в середине прямой речи.
В сопровождающей прямую речь части употребляются слова и словосочетания, которые обозначают процессы речи или мысли: говорить, сказать, спросить, молить, подумать, вспомнить, решить и т.д.
Косвенная речь — это передача чужой речи в форме придаточного предложения. Она обычно передаёт только содержание чужого высказывания, не воспроизводя его дословно, причём форма передачи ставится в зависимость от речи лица, передающего её; личные и притяжательные местоимения, лица глагола употребляются с точки зрения автора (т.е. лица, передающего косвенную речь), а не лица, которому принадлежит прямая речь. Гуров рассказал, что он москвич, по образованию филолог, но служит в банке; готовился когда-то петь в частной опере, но бросил, имеет в Москве два дома (А.Ч.).
В предложение с косвенной речью могут вставляться небольшие фрагменты, цитируемые дословно. Они входят в структуру предложения в качестве его членов и заключаются в кавычки: Академик Д.С. Лихачёв считал, что молодость — это «время сближений».
Цитата — это точная выдержка из какого-либо текста. Цитата приводится для документальной точности, в качестве аргумента или ради усиления выразительности речи: А.В. Суворов оставил каждому из нас мудрый наказ: «Будь чистосердечен с друзьями твоими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках».
Правила цитирования
1. Цитаты заключаются в кавычки. Цитаты, состоящие из нескольких абзацев, выделяются кавычками один раз (только в начале и в конце текста).
2. Обычно цитаты сопровождаются словами автора (т.е. вводящими цитату словами), которые чаще всего стоят перед цитатой или после неё, реже слова автора разрывают цитату. Если цитата стоит при словах автора и оформлена как самостоятельное предложение (или несколько предложений), знаки препинания ставятся так же, как в предложениях с прямой речью. Например: На память пришла вольтеровская строка: «Видеть и делать новое — очень большое удовольствие». «Меняются приёмы творчества, но никогда не может умереть или устареть душа, вложенная в создание искусства», — сказал В.Я. Брюсов.
«Человек жертвует собою только тогда, — писал Е.Н. Трубецкой, — когда он верит, что есть что-то великое, не умирающее, что его переживёт».
3. Если цитата приводится не полностью, то пропуск текста обозначается многоточием (в начале цитаты, в середине, в конце), например: Ф.М. Достоевский писал: «...не стоит жить, чтобы только питаться».
Если цитата предшествует словам автора, то первое слово цитаты в начале предложения пишется с прописной буквы, даже если в источнике оно начинается со строчной, например: «...У любви тысячи аспектов, и в каждом из них — свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание», — писал К.Г. Паустовский.
4. Если цитата вводится как косвенная речь, она оформляется как придаточное предложение, которое включает в свой состав изъяснительный союз, заключается в кавычки и начинается со строчной буквы. Например: В.О. Ключевский считал, что «жизнь учит лишь тех, кто её изучает».
5. Цитаты могут включаться в текст с помощью вводных слов и предложений. В этих случаях они выделяются кавычками и начинаются с прописной буквы. Например: 1) Как отмечает Ж.-Ж. Руссо, «всякая злость происходит от бессилия». 2) Эмоции и чувства мудрый человек всегда держит под контролем, так как, по мысли М.М. Пришвина, «есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств».
6. Если цитируется стихотворный текст с точным соблюдением строк и строф подлинника, то после слов автора ставится двоеточие, а кавычки не ставятся: О способности к самообладанию весьма убедительно высказался С.А. Есенин:
В грозы, в бури, в житейскую стынь,
При тяжёлых утратах и когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство.
При включении стихотворной цитаты в авторский текст знаки ставятся так же, как и при прямой речи, например: Труд поэта сложен, о чём и говорит В.В. Маяковский: «Поэзия — та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды».
Диалог — словесный обмен между двумя, тремя и больше собеседниками.
Основной единицей диалога является диалогическое единство — тематическое объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего. Каждая реплика диалога пишется с новой строки и начинается с тире:
— Ты мети, выбирай сор из углов — и не будет ничего, — учил Обломов.
— Уберёшь, а завтра опять наберётся, — говорил Захар.
— Не наберётся, — перебил барин, — не должно.
— Наберётся — я знаю, — твердил слуга.
— А наберётся, так опять вымети. (И.Г.)
ОБРАЗЦЫ ЗАДАНИЙ
62. Укажите предложения с прямой речью.
1) «Но какая наивная, провинциальная луна, какие тощие, жалкие облака!» — думал Лаптев. (А.Ч.)
2) И только когда он шептал: «Мама! Мама!» — ему становилось как будто легче... (А.Ч.)
3) Или Илья Иванович пойдёт к окну, взглянет туда и скажет с некоторым удивлением: «Ещё пять часов только, а уж как темно на дворе!» (И.Г.)
4) И.С. Тургенев утверждал, что «исключения только подтверждают правила».
63. Укажите предложения с ошибкой в оформлении прямой речи.
1) Когда прошёл припадок, то, присев на постели, она с страшно убитым видом схватила мои руки и просила меня успокоиться: «Полноте, не мучьте себя, успокойтесь!», и опять начинала плакать. (Ф.Д.)
2) Она тогда из последних сил публиковалась, сначала, разумеется, заносчиво: «Дескать, гувернантка, согласна в отъезд, и условия присылать в пакетах», а потом: «Согласна на всё, и учить, и в компаньонки, и за хозяйством смотреть, и за больной ходить, и шить умею», и т. д., и т. д., всё известное! (Ф.Д.)
3) Нет, ущипнула за щеку: «Малявочка ты эдакая!» — говорит. (Ф.Д.)
4) На другое утро (я уже проснулся, но ещё не вставал) стук палки раздался у меня под окном, и голос, который я тотчас признал за голос Гагина, запел:
Ты спишь ли? Гитарой
Тебя разбужу... (И.Т.)
64. В каких случаях допущены ошибки при цитировании?
1) Анализируя образ Обломова, я вспоминаю слова В.Г. Белинского: «Апатия и лень — истинное замерзание души и тела».
2) Неэтичными проявлениями в споре Д.С. Лихачёв считал случаи, когда спорящий «заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником» или «не умеет выслушать своего противника, стремится противника «перекричать », « испугать обвинениями ».
3) Д.С. Лихачёв оставил нам ценный совет относительно искусства публичного выступления, когда написал, что: «Во всяком выступлении должна быть одна доминирующая идея, одна мысль, которой подчиняются другие».
4) Б. Пастернак писал:
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.