Тест № 9 - ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ОГЭ г. - РУССКИЙ ЯЗЫК - Основной государственный экзамен - Комплекс материалов для подготовки учащихся

Русский язык - Основной государственный экзамен - Комплекс материалов для подготовки учащихся

Тест № 9 - ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ОГЭ г. - РУССКИЙ ЯЗЫК - Основной государственный экзамен - Комплекс материалов для подготовки учащихся

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ М 2. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Чего нам не хватает для счастья? Ответ прост: любви, понимания, поддержки, взаимности. Как оказалось, хлеба и зрелищ современному человеку явно недостаточно. Имея то и другое, он не чувствует себя счастливым. Чего нам не хватает для счастья? Ответ прост и неоригинален - не хватает любви, понимания, поддержки, взаимности, ощущения, что ты ценен, нужен.

Мы находимся в стремительном потоке поверхностных социальных связей - “привет- пока”, у горожанина бездна приятелей, встреч, контактов. Из-за этого у нас возникает иллюзия безграничности выбора. Нам кажется, что мы можем до второго пришествия выбирать того, с кем, в конце концов, будем счастливы. Нам кажется, что он где-то там, за горизонтом, еще переработаем несколько тонн “социального шлака” и найдём того, кого нужно.

Это величайшее заблуждение. Если не в каждом, то в каждом втором мы можем найти “того самого”. Только искать его нужно не перебирая ряды претендентов, а глядя в глубину этого “первого встречного”. Правда, это серьёзная душевная работа. А мы так работать не умеем - и не потому что не хотим, а потому что просто не обучены. Наивно ждём “счастливой встречи” до наступления полного своего одиночества. Одиночество - это не когда ты всё понимаешь, одиночество - это когда тебе не с кем об этом говорить.

(По А. Курпатову)

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1 )Приехавшие дачники сперва хотели прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить из револьвера, если не уберётся и если дети по-прежнему будут бояться её. (2) Постепенно привыкшие к лаю по ночам, по утрам они даже вспоминали:

- (3)А где же наша Кусака?

(4)И это новое имя “Кусака” так и осталось за ней, бездомной собакой. (5)Случалось так, что днём дачники замечали в кустах тёмное тело, бесследно пропадавшее при первом движении руки, которая бросала хлеб. (6)Словно это был не хлеб, а камень. (7)Скоро все привыкли к Кусаке, называли её “своей” собакой и шутили по поводу её дикости и беспричинного страха. (8)С каждым днём Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее её от людей. (9)Она присмотрелась к их лицам и усвоила их привычки: за полчаса до обеда уже стояла в кустах и ласково помаргивала. (10)И та же Лёля, весёлая гимназисточка, окончательно ввела её в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей.

- (11)Я тебя люблю, Кусачка, я тебя, конечно, очень люблю. (12)У тебя такой хорошенький носик и такие выразительные глазки. (13)Ты не веришь мне, милая?

(14)И Кусачка второй раз в своей жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная, ударят её или приласкают. (15)Но её приласкали. (16)Маленькая, тёплая рука прикоснулась нерешительно к шершавой голове и, словно это было знаком неотразимой власти, свободно и смело забегала по всему шерстистому телу, тормоша, лаская и щекоча.

- (17)Мама, дети! (18)Глядите: я ласкаю Кусаку! - закричала Лёля.

(19)Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания. (20)Она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит её, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами. (21)У неё отняли её непримиримую злобу. (22)Когда все наперерыв стали ласкать её, она долго еще вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара.

(23)Всею своею собачьей душою расцвела Кусака. (24)У неё было имя, на которое она стремглав неслась из зелёной глубины сада, так как теперь принадлежала людям и могла им служить. (25)Разве недостаточно этого для счастья собаки?

(26)Она не умела ласкаться. (27)Другие собаки умеют становиться на задние лапки, тереться у ног и даже улыбаться, и тем выражают свои чувства, но она не умела.

(28)Единственное, что могла Кусака, - это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. (29)Но этого было мало, это не могло выразить её восторга, благодарности и любви. (30)И с внезапным наитием Кусака начала делать то, что, быть может, когда-нибудь видела у других собак, но уже давно забыла. (31)Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя, и её тело, бывшее всегда таким гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным и жалким.

- (32)Мама, дети! (33)Смотрите, Кусака играет! - вопила от радости Лёля и, задыхаясь от смеха, просила: - (34)Ещё, Кусачка, ещё!

(35)И Кусачка вертелась, кувыркалась и падала при несмолкаемом весёлом хохоте. (36)Её хвалили при ней и за глаза и жалели только об одном, что при посторонних людях, приходивших в гости, она не хочет показать своих штук и убегает в сад или прячется под террасой.

(37)Постепенно Кусака привыкла к тому, что о пище не нужно заботиться: в определённый час кухарка даст ей помоев и костей. (38)Собака уверенно и спокойно ложилась на своё место под террасой и уже искала и просила ласк.

(39)Жёлтыми огнями загорелась осень. (40)Частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой.

- (41)Как же нам быть с Кусакой? - в раздумье спрашивала Лёля.

(42)Она сидела, охватив руками колени, и печально глядела в окно, по которому скатывались блестящие капли начавшегося дождя.

- (43)Лёля, не сиди так, пожалуйста! (44)Ну кто так сидит? - сказала мать и добавила: - (45)А Кусаку придётся оставить. (46)Бог с ней!

- (47)Жа-а-лко, - протянула Лёля.

- (48)Ну что поделаешь? (49)Двора у нас нет, а в комнатах её держать нельзя, ты сама понимаешь.

- (50)Жа-а-лко, - повторила Лёля, готовая заплакать.

(51 )Мать сказала:

- (52)Догаевы давно уже предлагали приобрести у них щеночка. (53)Говорят, очень породистый и уже служит. (54)Ты слышишь меня? (55)А эта что - дворняжка!

- (56)Жа-а-лко, - повторила Лёля, но не заплакала.

(По Л. Андрееву)

Андреев Леонид Николаевич (1871-1919) - русский писатель. Представитель Серебряного века русской литературы. Считается родоначальником русского экспрессионизма, автор таких произведений, как “Баргамот и Гараська”, “Рассказ о семи повешенных”, “Савва”, “Жизнь Василия Фивейского”, “Красный смех”, “Кусака”, “Жизнь человека” и др.

Ответами к заданиям 2-14 являются цифра, слово, словосочетание, число или последовательность чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: “Почему мама Лёли не разрешила дочери взять Кусаку с собой в город?”

1) Кусака была дворняжкой, а состоятельным родовитым людям полагалось держать в городском доме только породистых собак.

2) У мамы Лёли была сильная аллергия на собачью шерсть.

3) Мама Лёли уже купила у Догаевых породистого щенка, поэтому дворняжка Кусака им была не нужна.

4) В городском доме не было двора, а в комнатах собаку держать было невозможно.

Ответ: ____________________________.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет:

1) И Кусачка второй раз в своей жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная, ударят её или приласкают.

2) У неё отняли её непримиримую злобу.

3) Говорят, щенок очень породистый и уже служит.

4) Другие собаки умеют становиться на задние лапки, тереться у ног и даже улыбаться, и тем выражают свои чувства, но она неумела.

Ответ: ____________________________.

4. Из предложений 35^42 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - “близость к приставке ПЕРЕ-”.

Ответ: ____________________________.

5. Из предложений 4-10 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: “В прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на -Н, пишется НН”.

Ответ: ____________________________.

6. Замените разговорное слово “вопила” (предложение 33) стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ____________________________.

7. Замените словосочетание “ложилась спокойно” (предложение 38), построенного на основе примыкания, синонимичным ему словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ____________________________.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 43:

Ответ: ____________________________.

9. Среди предложений 1-10 найдите предложения с обособленными распространенными приложениями. Напишите номера этих предложений.

Ответ: ____________________________.

10. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

Я тебя люблю,(1) Кусачки,(2) я тебя,(3) конечно,(4) очень люблю. У тебя такой хорошенький носик и такие выразительные глазки, Ты не веришь мне,(5) милая?

Ответ: ____________________________.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 24. Ответ запишите цифрами.

Ответ: ____________________________.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Её хвалили при ней и за глаза и жалели только об одном,(1) что при посторонних людях,(2) приходивших в гости,(3) она не хочет показать своих штук и убегает в сад или прячется под террасой. Постепенно Кусака привыкла к тому,(4) что о пище не нужно заботиться: в определённый час кухарка даст ей помоев и костей.

Ответ: ____________________________.

13. Среди предложений 1-8 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ____________________________.

14. Среди предложений 35—40 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ____________________________.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста В.Г. Ветвицкого: “Имя существительное - это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты - зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним”. Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.Г. Ветвицкого.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: “Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания. Она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит её, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами. У неё отняли её непримиримую злобу”.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: “Что такое ответственность”, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.






Для любых предложений по сайту: [email protected]