Русский язык - Основной государственный экзамен - Комплекс материалов для подготовки учащихся
Изобразительно-выразительные средства русского языка - ГОТОВИМСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ТЕСТОВОЙ ЧАСТИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ (ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ И АЛГОРИТМЫ ИХ РЕШЕНИЯ) - ТРЕНИРОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ
Формулировка задания: укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Всю дорогу ей казалось, что поезд едва тащится, тогда как он стремительно мчался,
2) Это был старый вспыльчивый художник.
3) ... небо все ниже опускалось на городу на Настю, на Неву,
4) Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее.
Правильный ответ: 2
Что должен знать ученик, выполняя задание: чтобы выбрать верный ответ, необходимо хорошо знать изобразительно-выразительные средства русского языка (тропы, фигуры речи и звукопись). Изучить их поможет таблица, помещённая ниже.
Изобразительно-выразительные средства русского языка
Следует отличать лексические и синтаксические средства выразительности. Лексические средства - это тропы, а синтаксические - фигуры речи.
ТРОПЫ
(Тропы - слова и выражения, используемые автором текста в переносном значении для более точной и яркой передачи своих мыслей и чувств)
Название тропа |
Что понимается под этим тропом |
Пример употребления этого тропа в художественном тексте |
ЭПИТЕТ |
Это образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? и обычно выраженное именем прилагательным. |
Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она (А.С. Пушкин). |
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ |
Одушевление неживых предметов, уподобление их человеку; наделение неодушевлённых предметов действиями, свойственными человеку. |
Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя (А.С. Пушкин). Спит земля в сиянье голубом (М.Ю. Лермонтов). |
СРАВНЕНИЕ |
Сопоставление в тексте двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого. Чаще всего сравнения вводятся в предложение с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО. |
Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит (Н.А. Некрасов). |
МЕТАФОРА |
Перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства. В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым сравнением. Метафору легко переделать в сравнение с помощью слов КАК, ВРОДЕ, ПОДОБНО. |
Пустых небес прозрачное стекло; Багровый костёр заката (И.А. Бунин). (Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло; Закат подобно костру багрового цвета = багровый костёр заката) |
МЕТОНИМИЯ |
Иносказательное обозначение предмета речи, “переименование”, замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь: A) название сосуда используется в значении того, что содержится в этом сосуде; Б) имя автора заменяет название его произведения; B) название места действия заменяет название людей, находящихся в этом месте; Г) деталь внешности или одежды употребляется вместо наименования человека. |
Все флаги в гости будут к нам (А.С. Пушкин). (То есть город-порт будет принимать корабли с флагами всех стран мира). Я три тарелки съел. Выпил всю бутылку (И.А. Крылов). Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А.С. Пушкин). Я прочитал всего Тургенева. Ликует буйный Рим (М.Ю. Лермонтов). Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: “Стой!” (В.В. Маяковский). |
СИНЕКДОХА |
Разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот: A) единственное число употребляется вместо множественного; Б) множественное число употребляется вместо единственного; B) родовое понятие вместо видового; Г) видовое понятие вместо родового. |
И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М.Ю. Лермонтов). Мы все глядим в Наполеоны (А. С. Пушкин). Ну что ж, садись, светило (т.е. солнце) (В. Маяковский). Пуще всего береги копейку (т.е. деньги) (Н. В. Гоголь). |
ГИПЕРБОЛА |
Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета. |
Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива (В.В. Маяковский). В сто тысяч солнц закат пылал (В.В. Маяковский). |
ЛИТОТА |
Чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления. |
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка! (А.С. Грибоедов) |
ИРОНИЯ |
Скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному. |
Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (Обращение к ослу в басне И. Крылова). |
ПЕРИФРАЗА |
Замена названия предмета или явления описанием их отличительных признаков или указанием на характерные черты. Используется для того, чтобы избежать речевого повтора. |
Царь зверей (вместо лев). Братья наши меньшие (вместо животные). Автор “Героя нашего времени” (вместо М.Ю. Лермонтов). |
Фигуры речи
(Фигуры речи - особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность)
Название фигуры речи |
Что понимается под этой фигурой речи |
Пример употребления этой фигуры речи в художественном тексте |
АНТИТЕЗА |
Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Антитеза часто создается с помощью антонимов. |
Ты и убогая, //Ты и обильная, //Ты и могучая, //Ты и бессильная, //Матушка-Русь! (Н. Некрасов) |
ИНВЕРСИЯ |
Обратный порядок слов. |
Досадно было, боя ждали (М.Ю. Лермонтов). |
ГРАДАЦИЯ |
Расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию их значения (смыслового или эмоционального). Цепь понятий или определений с постепенным возрастанием значимости. Цепь понятий или определений с постепенным убыванием значимости. |
Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагаются из света и тени (Л. Толстой). Все грани чувств, все грани правды Стёрты в мирах, в годах, в часах (А. Белый). |
А) ВОСХОДЯЩАЯ |
||
Б) НИСХОДЯЩАЯ |
||
ОКСЮМОРОН |
Контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу. |
Мертвые души, живой труп, грустная радость, сладкая горечь воспоминаний. |
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ |
Намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей - две и более. |
А все Кузнецкий мост и вечные французы.... Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок! (А.С. Грибоедов) Случилось это давно. Очень давно. У Анны беда стряслась. Большая беда (В.Г. Распутин). |
АНАФОРА |
Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф или близко расположенных фраз. |
Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. (К. Симонов) |
ЭПИФОРА |
Повторение одних и тех же слов или фраз в конце нескольких рядом стоящих конструкций. |
Я не знаю, где граница Между Севером и Югом, Я не знаю, где граница Меж товарищем и другом! (М. Светлов) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.В. Гоголь) |
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС |
Вопрос, который ставится не с целью получения ответа, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению. Вопрос, на который не ожидается ответа. |
Что день грядущий нам готовит? |
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ |
Эмоциональное обращение к людям, непосредственно не участвующим в общении, или к неодушевлённым объектам. |
Люди мира, бережно относитесь к природе! Звёздочки ясные, звёзды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете! (С. Есенин) |
ЭЛЛИПСИС |
Пропуск сказуемого, придающий речи динамизм. |
Мы сёла - в пепел, грады - в прах (В. Жуковский). |
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР |
Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности, выразительности высказывания. |
Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака! О, весна без конца и без краю - без конца и без краю мечта! (А. Блок) |
ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ |
Форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы. |
Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно. |
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ |
Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения. |
Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской (М. Ю. Лермонтов). В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут (А.С. Пушкин). |
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
Перечисляемые действия, предметы, признаки. |
Были это весёлые, сильные и смелые люди! (М. Горький) |
Звукопись
К изобразительно-выразительным средствам относится и звукопись - игра звуками для усиления выразительности.
АССОНАНС |
Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков. |
Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою (Н.А. Некрасов). |
АЛЛИТЕРАЦИЯ |
Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных. |
Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь (И. Северянин). |
Примечание:
В широком смысле к средствам выразительности также относятся:
Синонимы - близкие по значению слова: Мой ласковый и нежный зверь.
Контекстные (= индивидуально-авторские) синонимы - слова, сходные по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении): Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации (М. Шолохов).
Антонимы - слова с противоположным значением: Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. А. Некрасов)
Контекстные (= индивидуально-авторские) антонимы - слова, которые противопоставлены по значению только в данном тексте: Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы (А. Блок). Для вас - века, для нас - единый час (А. Блок).
Диалектизмы - слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диалект в переводе с греческого, означает “местный говор”): в некоторых российских деревнях полотенце по-другому называют рушником, белку - векшей, зайца - ушканом, волка - бирюком.
Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном смысле: за тридевять земель, работать спустя рукава.
Значение любого фразеологизма не вытекает из значения слов, из которых он состоит. Например, фразеологизм строить воздушные замки. Общий смысл этого оборота “придумывать нереальные, невыполнимые планы” не вытекает из значения слов, входящих в его состав: строить - “создавать какое-либо сооружение”, воздушные - “то, что состоит из воздуха”, замок - “жилище феодала”.
Фразеологизмы не создаются в речи каждый раз заново, а используются как уже готовые, закреплённые в памяти речевые единицы. Мы не придумываем фразеологизмы сами, а извлекаем из памяти уже в готовом виде. Они требуют запоминания. В фразеологизмах нельзя заменять одни слова другими по собственному желанию. Есть фразеологизм зарубить себе на носу, который означает “основательно запомнить”. И только в таком виде он существует. Употребление этого фразеологизма как зарубить себе на лбу является ошибочным.
Алгоритм выполнения задания
1. Если в задании требуется найти среди данных предложений то, в котором используется определённое средство языковой выразительности, для этого необходимо:
• вспомнить, что означает указанный в задании лингвистический термин;
• внимательно прочитать каждое предложение, содержащееся в выборке ответов;
• определить, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности;
• выбрать правильный ответ.
2. Если в задании требуется определить, какое средство речевой выразительности использовано в указанном предложении и передаёт психологическое состояние героя, то для этого необходимо:
• внимательно прочитать список изобразительно-выразительных средств языка, представленных в выборке ответов;
• вспомнить, что означает каждый из лингвистических терминов;
• прочитать данное предложение еще раз и подумать над тем, какое средство выразительности использовано в нём;
• в случае затруднения можно воспользоваться приёмом исключения (вычеркивания) из списка тех лингвистических терминов, которые по смыслу не могут быть использованы в указанном предложении (“Это точно не эпитет, не олицетворение...”).
Задания для самостоятельной работы
Задание № 1. В каком предложении средством выразительности является сравнение?
1. Лонгрен, матрос “Ориона”, крепкого трёхсоттонного брига, на котором он прослужил десять лет и к которому был привязан сильнее, чем иной сын к родной матери, должен был, наконец, покинуть службу.
2. В одно из его редких возвращений домой, он не увидел, как всегда ещё издали, на пороге дома свою жену Мери, всплескивающую руками и бегущую навстречу до потери дыхания.
3. Вместо неё у детской кроватки - нового предмета в маленьком доме Лонгрена - стояла взволнованная соседка.
4. В это время произошло событие, тень которого, павшая на отца, укрыла и дочь.
Задание № 2. В каком предложении средством выразительности является фразеологизм?
1. Взад и вперёд от приморской деревни в город составляло не менее трёх часов скорой ходьбы, но Мери не послушалась советов рассказчицы.
2. Довольно мне колоть вам глаза, - сказала она, — и так уж нет почти ни одной семьи, где я не взяла бы в долг хлеба, чаю или муки.
3. Заложу колечко, и кончено.
4. Она сходила, вернулась, а на другой день слегла в жару и бреду.
Задание № 3. В каком предложении средством выразительности является инверсия?
1. Была весна, ранняя и суровая, как зима, но в другом роде; недели на три припал к холодной земле резкий береговой норд.
2. Рыбачьи лодки образовали на белом песке длинный ряд тёмных килей.
3. Никто не отваживался заняться промыслом в такую погоду.
4. Все трубы Каперны дымились сутра до вечера, трепля дым по крутым крышам.
Задание № 4. В каком предложении средством выразительности являются эпитеты?
1. Чтобы задобрить отца и выторговать лишнее, приказчик захватывал с собой для девочки пару яблок, пирожок, горсть орехов.
2. - “Эх, вы, - говорил Лонгрен, - да я неделю сидел над этим ботом. - Посмотри, что за прочность, а осадка, а доброта?”
3. Кончалось тем, что тихая возня девочки, мурлыкавшей над своим яблоком, лишала Лонгрена стойкости и охоты спорить; он уступал, а приказчик, набив корзину превосходными, прочными игрушками, уходил, посмеиваясь в усы.
4. В этом мире, естественно, возвышалась над всем фигура капитана, он был судьбой, душой и разумом корабля.
Задание № 5. В каком предложении средством выразительности является метафора?
1. В суровом молчании, как жрецы, двигались повара; их белые колпаки на фоне почерневших стен придавали работе характер торжественного служения.
2. Там на длинном столе лежали радужные фазаны, серые утки, пёстрые куры.
3. На кухне Грэй немного робел: ему казалось, что здесь всем двигают тёмные силы, власть которых есть главная пружина жизни замка; окрики звучали как команда и заклинание.
4. Грэй не был ещё так высок, чтобы взглянуть в самую большую кастрюлю, бурлившую подобно Везувию, но чувствовал к ней особенное почтение.
Задание № 6. В каком предложении средством выразительности является сравнение?
1. Там, где они плыли, слева волнистым сгущением тьмы проступал берег.
2. Грэй слышал перебранку и лай.
3. Печная дверца, прогоревшая дырочками, сквозь которые виден пылающий уголь.
4. Направо был океан, явственный, как присутствие спящего человека.
Задание № 7. В каком предложении средством выразительности является фразеологизм?
1. “Секрет” в это время огибал небольшой мыс, держась к берегу углом левого борта; негромкая музыка лилась в голубом дне с белой палубы под огнём алого шёлка,
2. В её простоте, ликуя, развёртывалось и рокотало волнение.
3. Не помня, как оставила дом, Ассоль бежала уже к морю, подхваченная неодолимым ветром события.
4. На первом углу она остановилась почти без сил; её ноги подкашивались дыхание срывалось и гасло, сознание держалось на волоске.
Задание № 8. В каком предложении средством выразительности является эпитеты?
1. Как только появилась Ассоль все смолкли, все со страхом отошли от неё.
2. Она осталась одна средь пустоты знойного песка, растерянная, пристыженная, счастливая, с лицом не менее алым, чем её чудо, беспомощно протянув руки к высокому кораблю.
3. От него отделилась лодка, полная гребцов.
4. Среди них стоял тот, кого, как ей показалось теперь, она знала, смутно помнила с детства.
Задание № 9. В каком предложении средством выразительности является метафора?
1. Она кивнула, держась за его пояс, с новой душой и трепетно зажмуренными глазами.
2. Счастье сидело в ней пушистым котёнком.
3. Когда Ассоль решилась открыть глаза, покачиванье шлюпки, блеск волн, - всё было сном.
4. Не помня - как, она поднялась по трапу в сильных руках Грэя.
Задание № 10. В каком предложении средством выразительности является эпитет?
1. Опять Ассоль закрыла глаза, боясь, что всё это исчезнет, если она будет смотреть.
2. Грэй взял её руки и, зная уже теперь, куда можно безопасно идти, она спрятала лицо на груди друга, пришедшего так волшебно.
3. Бережно, но со смехом, сам потрясённый и удивлённый тем, что наступила невыразимая, недоступная никому драгоценная минута, Грэй поднял за подбородок вверх это давным-давно пригрезившееся лицо, и глаза девушки, наконец, ясно раскрылись.
4. В них было всё лучшее человека.
Задание № 11. В каком предложении средством выразительности является сравнение?
1. Жёсткая улыбка застыла на лице Монтэга, улыбка-гримаса, которая появляется на губах у человека, когда его вдруг опалит огнём и он стремительно отпрянет назад от его жаркого прикосновения.
2. Он знал, что, вернувшись в пожарное депо, он, менестрель огня, взглянув в зеркало, дружески подмигнет своему обожжённому, измазанному сажей лицу.
3. Он шагает в рое огненно-красных светляков, и больше всего ему хочется сделать сейчас то, чем он так часто забавлялся в детстве, - сунуть в огонь прутик с леденцом, пока книги, как голуби, шелестя крыльями-страницами, умирают на крыльце и на лужайке перед домом, они взлетают в огненном вихре, и чёрный от копоти ветер уносит их прочь.
4. По бульварам, мчатся ракетные автомобили, и мне иногда кажется, что те, кто на них ездит, просто не знают, что такое трава или цветы; они ведь никогда их не видят иначе, как на большой скорости.
Задание № 12. В каком предложении средством выразительности является фразеологизм?
1. Ему показалось, что он раздвоился, раскололся пополам и одна его половина была горячей как огонь, а другая холодной как лёд, одна была нежной, другая — жёсткой, одна - трепетной, другая - твёрдой как камень.
2. Вот книга, как белый голубь, трепеща крыльями, послушно опустилась прямо ему в руки.
3. Прошлой ночью я думал о книгах и впервые понял, что за каждой из них стоит человек: человек думал, вынашивал в себе мысли, тратил бездну времени, чтобы записать их на бумаге, а мне эта раньше и в голову не приходило.
4. Журналы падали, словно подбитые птицы, а женщина стояла среди этих мёртвых тел смирно, как маленькая девочка.
Задание № 13. В каком предложении средством выразительности является сравнение?
7. Тёплой ветреной ночью они шли по серебряному от луны тротуару, и Монтэгу чудилось, будто вокруг веет тончайшим ароматом свежих абрикосов и земляники.
2. В её глазах, как в двух блестящих капельках прозрачной воды, увидел своё отражение, тёмное и крохотное, но до мельчайших подробностей точное - даже складки у рта, - как будто её глаза были двумя волшебными кусочками лилового янтаря, навеки заключившими в себе его образ.
3. Я люблю смотреть на вещи, вдыхать их запах, и бывает, что я брожу вот так всю ночь напролёт и встречаю восход солнца.
4. Каждую ночь сюда врывался океан звуков и, подхватив Милдред на свои широкие крылья, баюкая и качая, уносил её, лежащую с открытыми глазами, навстречу утру.
Задание № 14. В каком предложении средством выразительности являются эпитеты?
1. Казалось, она готова была отпрянуть назад, но вместо того она пристально поглядела на Монтэга, и её тёмные, лучистые, живые глаза так просияли, как будто он сказал ей что-то необыкновенно хорошее.
2. Потом, видя, что девушка, как заворожённая, смотрит на изображение саламандры, на рукаве его тужурки и на диск с фениксом, приколотый к груди, он заговорил.
3. Монтэгу казалось, будто она кружится вокруг него, вертит его во все стороны, легонько встряхивает, выворачивает карманы, хотя она не двигалась с места.
4. Он носил своё счастье, как маску, но девушка отняла её и убежала через лужайку, и уже нельзя постучаться к ней в дверь и попросить, чтобы она вернула ему маску.
Задание № 15. В каком предложении средством выразительности является метафора?
1. И вдруг она показалась ему такой чужой, как будто он никогда раньше её и в глаза не видел, просто по ошибке попал в чей-то дом, как тот человек в анекдоте, который, возвращаясь ночью пьяный, открыл чужую дверь, вошёл в чужой дом и улёгся в постель, а рано утром встал и ушёл на работу, и никто так ничего и не заметил...
2. А книга - это заряженное ружьё в доме соседа: сжечь её, разрядить ружьё, надо обуздать человеческий разум!
3. Пассажиры шумного вагона испуганно отшатнулись от человека с безумным, побагровевшим от крика лицом, с перекошенными, воспалёнными губами, сжимавшего в руках открытую книгу.
4. Она смотрела на него, Монтэга, как зачарованный зритель в театре марионеток, предвосхищала каждый взмах его ресниц, каждый жест руки, каждое движение пальцев.