Русский язык - Основной государственный экзамен - Комплекс материалов для подготовки учащихся
Виды подчинительной связи в словосочетании - ГОТОВИМСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ТЕСТОВОЙ ЧАСТИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ (ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ И АЛГОРИТМЫ ИХ РЕШЕНИЯ) - ТРЕНИРОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ
Формулировка задания: замените словосочетание “на бумажной ленте” (предложение 9), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
(9)Тогда только она заметила тонкие печатные буквы на бумажной ленте: “Заборье”.
Правильный ответ: на ленте из бумаги.
В этом словосочетании главное слово требует употребления зависимого в винительном падеже с предлогом. Зависимым словом является имя существительное, то есть налицо все признаки такого вида подчинительной связи, как УПРАВЛЕНИЕ.
Что должен знать ученик, выполняя задание: что такое словосочетание; виды подчинительной связи между главным и зависимым словом в словосочетании: согласование, управление, примыкание.
Словосочетанием называются два или несколько слова, объединённых по смыслу и грамматически (с помощью подчинительной связи).
Словосочетание - это синтаксическая единица, состоящая из двух и более самостоятельных слов, связанных подчинительной грамматической связью, и выражающая единое, но расчленённое понятие, например: любимая профессия, лекция по информатике, прочитать книгу, читать вслух, всегда спокойный.
В структуре словосочетания выделяется главное и зависимое слово.
Главное слово - это слово, от которого мы задаем вопрос. Зайти (куда?) в школу. Понимание (чего?) задания.
В словосочетаниях различают следующие виды синтаксической связи слов: согласование, управление, примыкание.
1. Согласование - это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово уподобляется главному в общих для них грамматических формах (рода, числа, падежа), например: хороший специалист, заветная мечта, любимое дело.
При согласовании с изменением форм главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова, например: интересное занятие (Им.п.), интересным занятием (Т.п.), об интересном занятии (П.п.).
При определении вида словосочетания важно обращать внимание на зависимые слова: какой частью речи они выражены.
При согласовании зависимым словом может быть ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПРИЧАСТИЕ, МЕСТОИМЕНИЕ, ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ: частые встречи, летящий мяч, наше право, второй ряд.
2. Управление - это такой вид подчинительной связи, при котором главное слово требует употребления зависимого в определённом падеже с предлогом или без предлога, например: написание реферата, работа над проблемой, интерес к предмету.
Зависимым словом при управлении может быть СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ или МЕСТОИМЕНИЕ: начало игры, попросить её.
3. Примыкание - это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово, не имея форм словоизменения, присоединяется к главному по смыслу, например: стараться учиться, чтение вслух, очень хорошо.
Зависимым словом при примыкании может быть ДЕЕПРИЧАСТИЕ, НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА, НАРЕЧИЕ, СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО: спать стоя, просил остаться, ходить пешком, стать лучше.
Примечание:
Синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым не является подчинительной. Поэтому грамматическая основа предложения не считается словосочетанием.
Для выполнения задания используйте следующий алгоритм:
1. При образовании нужного словосочетания помните о том, как связаны между собой главное и зависимое слово при согласовании, управлении и примыкании:
• если оба слова изменяются - это согласование:
• если одно слово управляет другим в каком-либо падеже - это управление:
• если слова связаны только лексически (по смыслу) и между ними нет грамматической связи, которая осуществляется с помощью окончания и предлога или окончания - это примыкание.
2. Проанализируйте зависимые слова в образованном словосочетании:
• если зависимым словом является прилагательное, причастие, местоимение, числительное - это согласование:
• если зависимым словом является существительное или местоимение, употреблённое в том или ином падеже, - это управление:
• если зависимым словом является деепричастие, неопределённая форма глагола, наречие, сравнительная степень прилагательного - это примыкание.
Задания для самостоятельной работы
Задание № 1. Замените словосочетание “закатное небо”, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полученное словосочетание.
А на твоей планетке тебе довольно было передвинуть стул на несколько шагов, и ты снова и снова смотрел на закатное небо, стоило только захотеть...
Задание № 2. Замените словосочетание “трудно разглядеть”, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полученное словосочетание.
Я знал, что, кроме таких больших планет, как Земля, Юпитер, Марс, Венера, существуют ещё сотни других, которым даже имен не дали, и среди них такие маленькие, что их и в телескоп трудно разглядеть.
Задание № 3. Замените словосочетание “европейское платье”, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полученное словосочетание.
К счастью для репутации астероида Б-612, турецкий султан велел своим подданным под страхом смерти носить европейское платье.
Задание № 4. Замените словосочетание “рассказал подробно”, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полученное словосочетание.
Я вам рассказал подробно об астероиде Б-612 и даже сообщил его номер только из-за взрослых. Взрослые очень любят цифры.
Задание № 5. Замените словосочетание “дом из кирпича”, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите полученное словосочетание.
Когда говоришь взрослым: “Я видел красивый дом из кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби”, - они никак не могут представить себе этот дом.
Задание № 6. Замените словосочетание “больно вспоминать”, построенное на основе примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полученное словосочетание.
Слишком больно вспоминать и нелегко мне об этом рассказывать. Вот уже шесть лет, как мой друг вместе со своим барашком меня покинул.
Задание № 7. Замените словосочетание “заботливо прочистил”, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полученное словосочетание.
Он заботливо прочистил действующие вулканы.
Задание № 8. Замените словосочетание “в печной трубе”, построенное на основе согласовании, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полученное словосочетание.
Извержение вулкана - это всё равно что пожар в печной трубе, когда там загорится сажа.
Задание № 9. Замените словосочетание “не без грусти вырвал”, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкания. Напишите полученное словосочетание.
Потом Маленький принц не без грусти вырвал последние ростки баобабов.
Задание № 10. Замените словосочетание “стеклянным колпаком”, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите полученное словосочетание.
Он застыл, смущённый и растерянный, со стеклянным колпаком в руках.
Задание № 11. Замените словосочетание “атласы по географии”, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите полученное словосочетание.
Атласы по географии - самые драгоценные книги на свете, - объяснил географ, - Они никогда не устаревают. Ведь это очень редкий случай, чтобы гора сдвинулась с места. Или чтобы океан пересох. Мы пишем о вещах вечных и неизменных.
Задание № 12. Замените словосочетание “залетел по ошибке”, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите полученное словосочетание.
Итак, попав на землю, Маленький принц не увидел ни души и очень удивился. Он подумал даже, что залетел по ошибке на какую-то другую планету.
Задание № 13. Замените словосочетание “пшеничные поля”, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полученное словосочетание.
Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чём мне не говорят, И это грустно!
Задание № 14. Замените словосочетание “с испугом бросаются”, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите полученное словосочетание.
Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут, - сказал Маленький принц, - Поэтому они не знают покоя и с испугом бросаются то в одну сторону, то в другую.
Задание № 15. Замените словосочетание “печально сказал”, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полученное словосочетание.
Потом Маленький принц печально сказал: “Знаешь... моя роза... я за неё в ответе, А она такая слабая! И такая простодушная, У неё только и есть что четыре жалких шипа, больше ей нечем защищаться от мира”.