ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ - РУССКИЙ ЯЗЫК - Учебно-практический справочник

Русский язык - Учебно-практический справочник

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ - РУССКИЙ ЯЗЫК - Учебно-практический справочник

1. Запятая ставится между однородными членами, не соединёнными союзами:

Дождь стучал по крыше, трепал листья в саду, плескался на дворе в лужах. (В. Короленко)

В ней была память о поколении прошлогодней листвы, об отшумевших дождях, свитых и покинутых гнёздах, о детстве, о безрадостном беспрестанном труде муравьёв, о вероломстве и разбое лис и коршунов, о мировой войне всех против всех, о злобе и добре, рождённых в одном сердце и вместе с этим сердцем умерших, о грозах и неистовом громе. (В. Гроссман)

2. Запятая не ставится:

— между двумя глаголами в одинаковой форме, которые указывают на движение и его цель или образуют единое смысловое целое. Такие сочетания не являются однородными членами:пойду посмотрю, возьми почитай, иди погуляй и т. п.;

— в устойчивых выражениях со словами в одинаковой форме: то сё, про то про сё, о том о сём и т. п.

3. Тире ставится при выражении противопоставления (то есть при пропуске противительного союза) между двумя однородными членами, не связанными союзами:

Не небесам чужой отчизны — я песни родине слагал. (Н. Некрасов)

Не лодки — корабли мне снятся.


Однородные и неоднородные определения

1. Запятая ставится между однородными определениями, не связанными с союзами.

Однородными являются определения, которые:

— обозначают одинаковые признаки разных предметов (размер, материал, цвет и т. п.):

По залу ожидания метались поджарые юноши в клетчатых, полосатых, реже одноцветных мужских юбках. (Ю. Нагибин)

По утрам солнце бьёт в неё сквозь пурпурную, лиловую, зелёную и лимонную листву, и мне всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажжённой елки. (К. Паустовский)

— обозначают подобные признаки одного и того же предмета, характеризующие его с одной стороны:

Казалось, что под ногой похрустывает свет, дробится на колючие, острые осколочки-лучи. (В. Гроссман)

<...> Три места всегда неотразимо притягивают меня: кабачок среднего разбора, большой порт и ...среди жаркого дня — полутёмная, прохладная старинная церковь, когда там нет ни одного человека, кроме древнего, заплесневелого сторожа. (А. Куприн)

— вступают в причинно-следственные отношения:

Сухой полынок, сухая, потрескавшаяся земля, пусто, никого, и стоит громада молчания, и ждёшь чего-то, точно невидимая птица, задевая крылом, посылает тонкий, за душу щемящий крик, беззвучно умирающий в темноте.

И нет заборов, огорожи, и сухая земля поросла колючкой, бурьяном да исчерчена старыми, иссохшими колеями. (Л. Серафимович) (Сухая, поэтому потрескалась, старые, поэтому иссохшие.)

— синонимизируются в условиях контекста или являются художественными определениями (эпитетами): тяжёлое, злое чувство; суровый, упрямый старик.

Ещё бы немного побольше свободы, беспорядка, света и шума — тогда это был бы свежий, весёлый и розовый приют. (И. Гончаров)

Аксинья говорит быстро, но слова расползаются, не доходят до слуха; неживые, бесцветные слова. (М. Шолохов);

Одни и те же случаи могут допускать двоякое толкование и соответственно двоякую пунктуацию:

Но в середине апреля солнце прорвалось сквозь низкое свинцовое небо и ... сквозь низкое, свинцовое небо;

ласковые, внимательные глаза и ласковые внимательные глаза.

— расположены в следующем порядке: сначала одиночное определение, а потом распространённое:

Весь секрет и волшебство её красоты заключались именно в этих мелких, бесконечно изящных движениях. (А. Чехов)

Было часов девять, промежуточное время, когда спектакли ещё не кончились и компании не разошлись, и потому пустынная, под уклон идущая улица просматривалась из конца в конец. (А. Макаров);

— следуют после определяемого существительного: дома большие, каменные — ср.: большие каменные дома;

В прозрачной тени быстро блеснули передо мной её глаза, большие, светлые, пугливые, как у лани. (И. Тургенев);

Исключение составляют сочетания терминологического характера, а также сочетания, в которые входит терминологическое составное название: груша зимняя позднеспелая, костюм брючный женский, брюки чёрные шевиотовые.

— противопоставлены другим определениям при том же существительном:

Эта строчка сделана тонкими, шёлковыми нитками, та — толстыми, бумажными.

— составляют ряд, включающий согласованные и несогласованные определения (при этом несогласованное определение, как правило, стоит после согласованного):

Как только в бельэтаже отворялись обитые зелёным сукном, с медными гвоздиками двери в квартиру, меня охватывала легкая жуть. (М. Добужинский)

<...> тёмные, тяжёлые резные шкафы <...>, как саркофаги, стояли по стенам с тяжёлыми же диванами и стульями рококо, богатыми, но жёсткими, без комфорта. (И. Гончаров)

Вошёл человек лет сорока, принадлежащий к крупной породе, высокий, объёмистый в плечах и во всём туловище, с крупными чертами лица, с большой головой, с крепкой, коротенькой шеей, с большими, навыкате глазами <...> (И. Гончаров)

Следует обратить внимание на сочетания неоднородных определений, в которых может ставиться запятая.

1) Запятая ставится, если между неоднородными определениями устанавливаются пояснительные отношения. При снятии пояснительных отношений запятая ставиться не будет:

В Чудове была долгая и утомительная остановка, и мы пересаживались в другой, маленький поезд, узкоколейный, где были старинные вагоны с боковыми дверцами (М. Добужинский)(до этого ехали в большом поезде). — Ср.: другой маленький поезд (до этого тоже ехали в маленьком поезде).

2) Пояснительные отношения становятся возможными и при особых по значению определениях, которые несут общий неконкретизированный, неопределённый смысл. Второе, поясняющее определение в этом случае снимает неопределённость:

Совсем другие, городские звуки слышались снаружи и внутри квартала. (В. Катаев) (Какие именно другие?)

В одном месте на большом сером камне расположилось изучать нас, пришельцев из другого, долинного мира, целое семейство сурков: очень крупный сурок, поменьше и двое детёнышей. (В. Солоухин)

2. Запятая не ставится между неоднородными определениями, не связанными союзами:

<...> мы увидели бегущий новенький бельгийский вагончик трамвая;

В антракте между третьим и четвёртым действиями медленно, очень медленно опускался и тут же снова поднимался особый, противопожарный железный занавес, раскрашенный под золотистую парчу с прямыми складками и тяжёлыми шёлковыми кистями. (В. Катаев)


Однородные члены, соединённые неповторяющимися союзами

1. Запятая не ставится между однородными членами предложения, соединёнными одиночными (неповторяющимися) соединительными и разделительными союзами (и, да (в значении и),или, либо):

Папа и мама, весело ёжась, засунули озябшие руки в рукава. (В. Катаев)

На грязных или же влажных пальцах тотчас же оставались золотые следы (В. Катаев)

Но всё проходит — усталость, злость, бешенство, нетерпение и тупая покорность от дорожных трудностей, не проходит вовеки только очарование движения, память о счастье, о ветре, о стуке колёс, шуме воды или шорохе собственных шагов. (Ю. Казаков)

Ot соединительных союзов следует отличать присоединительные союзы и, да, да и. Присоединительные союзы указывают на добавочную информацию, которая содержится в следующем за ним члене предложения. Перед присоединительными одиночными союзами запятая ставится:

Гибель любого дерева, куста, да и просто ветки, в особенности неестественная, насильственная, воспринималась Андреем Васильевичем как глубоко личная и уже невосполнимая потеря. (В. Максимов)

Только здесь вы начинаете чувствовать, что вы под тропиками, да и то далеко не сразу. (А. Краснов)

2. Запятая ставится между однородными членами, соединёнными противительными союзами а, но, да (в значении но), однако, зато, тем не менее, хотя (с уступительным значением):

Отец долго противился увещаниям своего брата, однако уступил наконец. (И. Тургенев)

О чём-то тихо, но ничуть не печально думая, он снимал с гвоздя в швейцарской свой ключ, поднимался во второй этаж, шёл по коленчатому коридору. (И. Бунин) Домик наш мал, зато спокоен. День был прохладный, хотя и солнечный.

3. Между двумя однородными сказуемыми, соединёнными одиночным союзом и, ставится тире для указания следствия, содержащегося во втором сказуемом, или для выражения резкого противопоставления, быстрой смены действия:

И как-то раз, уже совсем в зрелые годы, когда я жил в Подмосковье, днём, точнее в полдень, когда всё было неподвижно среди птиц и растений, вдруг что- то выкатилось из тишины — и покатилось. (Ю. Олеша)

Он проходил одно колено, заворачивал в другое, ещё более длинное и чёрное, где ещё дальше краснела и блистала впереди стенная лампочка, совал ключ в свою дверь — и уединялся за нею до следующего утра. (И. Бунин)


Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами

1. Между однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами и... и, да... да, ни... ни, или... или, ли... ли, то... то, не то... не то, либо... либо и др., ставится запятая:

Солнечный свет с непрерывной медлительностью перемещался по качающемуся на рессорах вагону и заглядывал то в окошки с шерстяными занавесками, то вкось вагонного коридора, то малиново-красный, то янтарно-жёлтый, то ослепительно-полуденный... (В. Катаев)

В утробе диких громад, размытых, загромождённых, навороченных — и медь, и серебро, и цинк, и свинец, и ртуть, и графит, и цемент, и чего-чего только нет. (А. Серафимович)

Теперь обширное озеро, среди которого разбросаны были лесистые островки деревень, превращается в один яркий изумрудный луг, с которым ни по нежности колера, ни по его оттенкам не могут соревноваться лучшие луга английских парков. (Л. Краснов)

Если число однородных членов больше двух и союз повторяется перед каждым из них, кроме первого, то запятая ставится между всеми членами:

Тётина квартира меня пугала ужасно скользким паркетом залы, через которую надо было пройти, и огромными картинами, и овальными портретами в толстых золотых рамах, и тяжёлыми бархатными портьерами от потолка до пола с золотыми карнизами и кистями. (М. Добужинский)

Поёт, и смеётся, и веселится, и радуется весь дом.

2. Если союз и соединяет однородные члены попарно, то запятая ставится только между группами, а не внутри пар:

<...> кружится голова от ветра и света, от волн и любви. (М. Дуговской)

Много я видал на своём веку домов, больших и малых, каменных и деревянных, старых и новых, но особенно врезался мне в память один дом. (А. Чехов)

Спали сильные и слабые, смелые и робкие, счастливые и несчастные. (В. Гроссман)

3. Союзы ли... или, стоящие при однородных членах, не приравниваются к повторяющимся союзам, поэтому запятая между ними не ставится:

Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. (И. Гончаров)

Знает ли он о случившемся или не знает?

4. Запятая не ставится внутри цельных выражений фразеологического характера, образованных из двух слов с противоположным значением и соединённых повторяющимися союзами иили ни: и день и ночь; и там и сям; ни свет ни заря; ни слуху ни духу, ни рыба ни мясо, ни в городе Богдан ни в селе Селифан и т. п.

От повторяющихся союзов необходимо отличать союзы, поставленные между разными членами предложения или связывающие между собой разные предложения. В таком случае необходимо понимать, что это разные однородные ряды:

Папа в пенсне и чёрной фетровой шляпе и мама в жакете с узкими рукавами сидели на палубе, а за ними с головокружительным однообразием несло назад тёмные волны с барашками и кружевную пену <...>. (В. Катаев) (Союзы между однородными несогласованными определениями (в пенсне и чёрной шляпе) и между однородными подлежащими (папа и мама)).

В одном из огромных окон отец устроил клетку для птиц, забрав сеткой высокую амбразуру, и разнообразное щебетание и радостные, звонкие трели канареек раздавались с самого раннего утра. (М. Добужинский) (Первый союз и связывает предложения в составе сложносочинённого, второй союз и связывает однородные подлежащие.)

Были и странных и страшноватых форм кактусы, у которых цветок вдруг вырастал в неожиданном месте. (М. Добужинский) (Первый союз и оформляет связь с предыдущим предложением текста, второй союз и связывает однородные определения.)

5. Однородные члены предложения, соединённые попарно, могут входить в другие, более крупные группы, в свою очередь тоже имеющие союзы. В этих случаях необходимо учитывать разный уровень соединительных отношений на основе сходства значений:

Сидя в вагоне, я любил слушать все эти железнодорожные звуки: уютные позвякиванья и поскрипыванья и ритмические стуки и перебои колёс, навевающие удивительные мелодии. (М. Добужинский)

В этом примере выделяются две группы попарно соединённых слов, связанных, в свою очередь, одиночным союзом и (позвякиванья и поскрипыванья; стуки и перебои).


Однородные члены, соединённые парными союзами

1. Если однородные члены предложения соединены парными (сопоставительными, двойными) союзами как... так и, не только... но и, не столько... сколько, насколько... настолько, хотя... но и, если не... то и т. п., то запятая ставится только перед второй частью союза:

Шекспир, Лев Толстой, Гоголь титаническими усилиями создавали не только типы человека, но типы эпохи. (А. Толстой)

Как наше, так и вражеское минное поле начиналось вплотную за кустами. (Ю. Бондарев)

Из слухового окна были видны не только все четыре улицы с их полянками и белым кителем знакомого городового, стоящего на перекрёстке в тени акации, но также внутренность всех дворов с их пристройками, мелкой кудрявой травкой, с протоптанными стёжками, развешанным бельём. (В. Катаев)

2. Внутри сопоставительных союзов не то что... а, не то чтобы... а (но) запятая перед что и чтобы не ставится:

Выражение не то что жалости, а сумрачной озабоченности появилось на лице генерала. (А. Фадеев)

Не то чтобы я безумно тосковал по нему, скорее я к нему бессознательно стремился, поскольку в нашей коммунальной квартире царит неистребимая атмосфера эвакуации. (А. Макаров)

И по вечерам в его глубине мне чувствовалась не то что старина, древность, а прямо вечность. (И. Бунин)


Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами

1. При однородных членах предложения может стоять обобщающее слово. По отношению к однородным членам обобщающее слово является родовым понятием, а однородные члены обозначают понятие видовое.

Обобщающее слово отвечает на тот же вопрос, что и однородные члены, и выполняет одинаковую с ними синтаксическую функцию:

Спины лошадей, шлеи, вожжи, шины колёс — всё мокро и блестит на солнце, как покрытое лаком. (Л. Толстой)

Это свойство живёт в ней неизменно: и на рассвете, зимой и летом, и в тёмные ненастные ночи, и в светлые дни. (В. Гроссман)

2. Обобщающее слово может быть выражено словом или словосочетанием:

И нос, и щёки, и брови — все черты, каждая в отдельности, были грубы и тяжелы, как мебель и печка в «проезжающей», но в общем они давали нечто гармоническое и даже красивое. (А. Чехов)

3. Часто обобщающие слова выражаются местоимениями (определительными или отрицательными; реже другими) или местоименными наречиями:

Ни шелест листвы, ни шум ветра — ничто не могло вывести его из состояния покоя.

4. После обобщающего слова перед рядом однородных членов ставится двоеточие:

Из цирка вышли, не досмотрев многого: ни дрессированных лошадей, ни учёных собак, ни укрощённых львов. (С. Сергеев-Ценский)

Наконец всё было готово: и платье, и бельё, и шуба, и башлык, и даже кожаные галоши. (Н. Гарин-Михайловский)

Мама купила мне нечто вроде альбома, который развёртывался, как гармоника, зигзагами; на его очень толстых картонных страницах было напечатано в красках множество изображений беспорядочно рассыпанных разных предметов домашнего обихода: лампа, зонтик, портплед, саквояж, кровать, мячик, кукла, коляска <...>. (В. Катаев)

5. Если после обобщающего слова стоят слова как то, а именно, то есть, например, то перед ними ставится запятая, а после них — двоеточие:

К числу дичи принадлежат не одни только птицы, но и звери, как то: медведи, олени, кабаны, дикие козы и зайцы. (С. Аксаков)

Он как-то сразу полюбил свои три комнатки и с особым удовольствием раскрыл дорожный сундук, в котором у него лежали самые дорогие вещи, то есть: портрет матери, писанный масляными красками, книги и деловые бумаги. (Д. Мамин-Сибиряк)

6. Двоеточие не ставится перед однородными членами, выраженными именами собственными, если им предшествует общее для них приложение или определяемое слово, не выступающее в роли обобщающего слова (при чтении в таких случаях отсутствует характерная для обобщающих слов предупреждающая пауза):

Из среды буржуазии вышли и социалисты-утописты Томас Мор, Кампанелла, Сен-Симон, Фурье.

7. Если обобщающее слово находится после однородных членов, то перед ним ставится тире:

Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов — нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого. (И. Гончаров)

Каменные флигеля надворных построек, высокая английская мельница, длинные конюшни и сараи — всё это привольно раскинулось в долине и весело блистало красными и зелёными своими кровлями. (А. Эртель)

8. Если после перечисления перед обобщающим стоит вводное слово или словосочетание (словом, одним словом, короче говоря и т. п.), то перед ним ставится тире, после него — запятая:

Но здравый смысл, твёрдость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях — словом, все её достоинства точно родились в ней. (И. Тургенев)

9. Если перечисление, стоящее после обобщающего слова, не заканчивает предложение, то после обобщающего слова перед перечислением ставится двоеточие, а после перечисления — тире:

Что бы ни попадалось в тончайшие эти пальцы: цветок ли, перистый ли лепесток мимозы, мягкая ли молодая смолистая яркая шишечка кипариса — они совершенно непроизвольно начинали мять это, терзать, калечить, двигаясь при этом с удивительной быстротой. (С. Сергеев-Ценский)

10. Если обобщающее слово употреблено дважды (перед и после однородных членов), то сохраняется та же пунктуация (двоеточие после обобщающего слова и тире после однородных членов):

Всё имущество: ружья, продовольствие, походное снаряжение, запасная одежда — всё, что находилось в лодке, погибло. (В. Арсеньев)


Упражнение 1. Подчеркните однородные члены предложения. Выделите союзы. Объясните постановку знаков препинания (или их отсутствие).

Составьте схемы однородных рядов.

1. Люблю я бешеную младость, и тесноту, и блеск, и радость, и дам обдуманный наряд... (А. Пушкин) 2. Вошёл Осип Мандельштам — маленький, но в очень большой шубе. (В. Катаев) 3. Она взглянула на него и улыбнулась, но не весёлой и радостной, а испуганной, жалостной улыбкой. (Л. Толстой) 4. Есть деревья красно-бурые и серые, чёрные и зелёные, узловатые и гладкие, мохнатые и голые. (В. Солоухин) 5. Из-за холмов неожиданно показалось пепельно-серое кудрявое облако. Оно переглянулось со степью — я, мол, готово — и нахмурилось. (А. Чехов) 6. Она несколько раз коротко вздохнула, не то всхлипывая, не то задыхаясь. (А. Н. Толстой) 7. В путь-дорогу чайник с кружкой, да ведёрко про запас, да перинку, да подушку — немцу в тягость, нам как раз. (А. Твардовский) 8. Я ищу в вас если не уважения к искусству, то хоть уважения к самому себе. (И. Гончаров) 9. Она с тоской ждала восклицаний, тягостных объятий, даже упрёков. (Л. Леонов) 10. Входит молодой доктор в новой чёрной паре, в золотых очках и, конечно, в белом галстуке. (А. Чехов) 11. Мы доехали на своих лошадях, в возках, то есть в крытой рогожею повозке. (С. Аксаков) 12. Раньше Егорушка не видел никогда ни пароходов, ни локомотивов, ни широких рек. (А. Чехов) 13. Было что-то располагающее и в весёлом, добродушном взгляде его небольших глаз, и в выражении его некрасивого, красно-бурого лица. (К. Станюкович) 14. Дробится, и плещет, и брызжет волна мне в очи солёною влагой. (А. К. Толстой) 15. Никита Васильевич был не только кузнец, но и на все руки мастер. {В. Солоухин) 16. Птицы и насекомые были кем-то запуганы или вовсе покинули эти места. (В. Кожевников)


Упражнение 2. Подчеркните однородные члены предложения. Составьте схемы однородных рядов. Расставьте знаки препинания.

1. Его ноздри вдыхали благоухание духов и тот почти неуловимый но оглушающий и различный для каждого запах женской кожи. (А. Толстой) 2. Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь и звёзды и луну. (А. Пушкин) 3. Но она вышла нескоро уж они и по дорожке ходили и заглядывали в визгливую на пружине дверь и сидели на скамейке под прозрачным молодым деревцем. (В. Панова) 4. Люблю дымок спалённой жнивы в степи кочующий обоз и на холме средь жёлтой нивы чету белеющих берёз. (М. Лермонтов) 5. Аркадий напротив счёл своею обязанностью если не помогать отцу то по крайней мере показать вид что он готов ему помочь. (И. Тургенев) 6. Русский человек любит вспоминать но не любит жить. (А. Чехов) 7. На возах не сено не капуста не бобы а щеглы чижи красавки жаворонки чёрные и серые дрозды синицы снегири. (А. Чехов) 8. Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина. (Л. Толстой) 9. Поверьте не было для меня большего блаженства как жить с вами если не в одном доме то по крайней мере в самом ближайшем соседстве. (Я. Гоголь) 10. С Полицейской улицы начинается засыхающая а потому вязкая и бугристая грязь. (А. Чехов) 11. Сергей Есенин не столько человек сколько орган созданный природой исключительно для поэзии для выражения неисчерпаемой «печали полей» любви ко всему живому. (М. Горький) 12. Она сказала это довольно громко и вероятно с намерением кольнуть меня. (М. Лермонтов) 13. Они сошлись. Волна и камень стихи и проза лёд и пламень не столь различны меж собой. (Л. Пушкин) 14. Юлия Сергеевна не любила больших комнат и всегда была или в кабинете мужа или у себя в комнате. (А. Чехов)


Упражнение 3. Найдите сочетания определений. Какие из них являются однородными? Объясните постановку знаков препинания.

1. Уловив в голосе незнакомца тёплую, душевную ноту, Каштанка лизнула ему руку и заскулила ещё жалостнее. (А. Чехов) 2. Всюду между кустов по луговинам мелькали белые, красные, сизые рубахи. (И. Тургенев) 3. По мшистым, топким берегам чернели избы здесь и там. (А. Пушкин) 4. Он удовлетворённо кивнул своему отражению в ночном оконном стекле. (Л. Леонов) 5. Сани были пусты, потому что Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык. (А. Чехов) 6. Тёмная мягкая ночь глянула в комнату со своим почти чёрным небом, слабо шумевшими деревьями и свежим запахом вольного, чистого воздуха. (И. Тургенев) 7. Густой, чёрный дым большими клубами шёл из-под длинных камышовых крыш, приплюснутых к земле, и лениво поднимался вверх. (А. Чехов) 8. На задней, глухой стене этого портика, или галереи, были вделаны шесть ниш для статуй, которые Одинцов собирался выписать из-за границы. (И. Тургенев) 9. Хлопоты по ферме росли с каждым днём — хлопоты безотрадные, бестолковые. (И. Тургенев) 10. Жёлтые дубовые заросли стояли в росе. (К. Паустовский) 11. Она хотела выйти, он остановил её жестом и достал с высокого стола новую, неразрезанную книгу. (Я. Толстой) 12. Красивая борзая собака с голубым ошейником вбежала в гостиную, стуча ногтями по полу, а вслед за нею вошла девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими тёмными глазами. (И. Тургенев)


Упражнение 4. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Яркий блестящий радостный свет лился потоками из её преобразовавшегося лица. (Я. Толстой) 2. Влажный встречный ветерок лизал ему лицо и руки. (Я. Леонов) 3. Наступила дождливая грязная тёмная осень. (И. Тургенев) 4. На огромном расстоянии разлёгся город и тихо пламенел и сверкал синими белыми жёлтыми огнями. (В. Короленко) 5. Барыня приняла капли и тотчас же слезливым голосом стала жаловаться на собаку и на Гаврилу на свою участь на то, что её, бедную старую женщину, все бросили и что все хотят её смерти. (И. Тургенев) 6. Дорога то уходила в овраг то вилась по откосу горы, и у края земли лежали новые огромные груды облаков. (А. Толстой) 7. Ночь идёт, и с нею льётся в грудь нечто сильное освежающее, как добрая ласка матери, тишина мягко гладит сердце тёплой мохнатой рукой, и стирается в памяти всё, что нужно забыть, — вся мелкая едкая пыль дня. (М. Горький) 8. Избалованный нежной привязанностью хозяйки, Пылька был самолюбив раздражителен и зол, он клевал до крови своим коротким кривым клювом. (Ю. Нагибин) 9. В вечерних сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей и с тёмными окнами. (И. Тургенев) 10. Тяжёлая дорогая мебель стояла в обычном чопорном порядке вдоль стен, обитых коричневыми обоями с золотыми разводами. (И. Тургенев) 11. Это была просторная высокая комната, убранная довольно роскошно, но без особенного вкуса. (И. Тургенев) 12. На дворе во всей своей холодной нелюдимой красе стояла тихая морозная ночь. (А. Чехов)


Упражнение 5. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.

Подчеркните однородные ряды и обобщающие слова. В затруднительных случаях составьте схемы.

1. Новое место веерообразный огонёк запах метаморфоза случившаяся с хозяином всё это вселяло в неё неопределённый страх и предчувствие, что она непременно встретится с каким-нибудь ужасом вроде толстой рожи с хвостом вместо носа. (А. Чехов) 2. У них для дороги было уже всё готово пистолет два ножа сухари увеличительное стекло для добывания огня компас и четыре рубля денег. (А. Чехов) 3. Всё вокруг Ильи дома мостовая небо вздрагивало прыгало лезло на него чёрной тяжёлой массой. (М. Горький) 4. Все лица ямщик смотритель мужики на дороге или в деревне все имели для него новый смысл. {Л. Толстой) 5. Во всём её существе в выражении лица внимательном и немного пугливом в ясном но изменчивом взоре в улыбке как будто напряжённой в голосе тихом и нервном было что-то нервическое электрическое что-то порывистое и торопливое словом что-то такое, что не могло всем нравиться, что даже отталкивало иных. (И. Тургенев) 6. Пытливые умные глаза ироническая улыбка в углах тонких губ манера поднимать левую бровь словно прислушиваясь к чему-то некая интеллигентность во всём облике всё внушительно говорило для наблюдательного глаза о том, что человек этот далёк от заготовок скота и нужд сельского хозяйства. (М. Шолохов) 7. В числе посуды привозят много глиняных и стеклянных игрушек как то уточек гуськов дудочек и брызгалок. (С. Аксаков) 8. Для опыта нужно взять чистую пробирку раствор соляной кислоты цинк и т. д. 9. Едва бричка остановилась около крылечка с навесом, как в доме послышались радостные голоса один мужской другой женский завизжала дверь на блоке, и около брички в одно мгновение выросла высокая тощая фигура, размахивающая руками и фалдами. (А. Чехов) 10. Всё в ней было ещё молодо-зелено и голос и пушок на всём лице и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях и чуть-чуть сжатые плечи... . (И. Тургенев) 11. Шкафы комоды столы всё носило на себе следы недавнего обыска. (А. Чехов)


Упражнение 5. Найдите ряды однородных членов предложения. Составьте схемы. Расставьте знаки препинания.

По винтовой узенькой лестнице Цвет взобрался наверх во второй этаж. Там все комнаты были завалены и заставлены всяким домашним скарбом поломанной мебелью кучами тканей сундуками рогожами корзинами связками старых газет. Но две комнаты сохранили живую своеобразную физиономию. Одна из них раньше служила вероятно спальней. В ней до сих пор ещё сохранились умывальник туалетный столик и зеркальный гардеробный шкаф. Вдоль стены стоял прекрасный старинный турецкий диван обитый оленьей кожей такой ширины и длины что на нём могли бы улечься поперёк шесть или семь человек. На полу лежал огромный чудесных красных тонов текинский ковёр. Другая комната несколько больших размеров сразу удивила и очаровала Цвета. Она одновременно походила и на редкостную любительскую библиотеку и на кабинет чертёжника и на лабораторию алхимика и на мастерскую кузнеца. Больше всего занимал места зияющий чёрной пастью горн с нависшим челом сложенный из массивного прокопчённого кирпича около него сбоку на подставке помещались двойные меха. Один круглый трёхногий стол был уставлен ретортами колбами пробками тиглями мензурками термометрами весами всяких родов и многими другими инструментами смысл и назначение которых Цвет не в состоянии был постичь. Однако он заметил что на многих из хрустальных флакончиков наполненных порошками и жидкостями приклеены были этикеты с рисунком мёртвой головы или с латинской надписью «яд».

Другой стол ясеневый большой на козлах похожий на обычные чертёжные столы был завален папирусными свитками записными книжками исчерченными и исписанными листами бумаги циркулями линейками а также книгами всяких форматов. Впрочем книги были повсюду на стульях на полу и главным образом на дубовых полках прибитых вдоль стен в несколько этажей где они стояли и лежали в полнейшем беспорядке все очень старинного солидного вида в толстых кожаных переплётах на которых тускло поблёскивало золотое тиснение. (По А. Куприну)


Упражнение 7. Найдите ряды однородных членов предложения. Составьте схемы. Расставьте знаки препинания.

В лугах тянется на много километров старое русло Оки. Его зовут Прорвой.

Это заглохшая глубокая и неподвижная река с крутыми берегами. Берега заросли высокими старыми осокорями столетними ивами шиповником зонтичными травами и ежевикой.

Один плёс на этой реке мы назвали «Фантастической Прорвой» потому что нигде и никто из нас не видел таких огромных репейников голубых колючек такой высокой медуницы и конского щавеля и таких исполинских грибов-дождевиков как на этом плёсе.

По утрам когда нельзя пройти по траве и десяти шагов чтобы не промокнуть до нитки от росы воздух на Прорве пахнет горьковатой ивовой корой травянистой свежестью осокой. Он густ прохладен и целителен.

Каждую осень я провожу на Прорве в палатке по многу суток. Чтобы получить отдалённое представление о том что такое Прорва следует описать хотя бы один день. На Прорву я приезжаю на лодке. Со мной палатка топор фонарь рюкзак с продуктами, сапёрная лопатка немного посуды табак спички и рыболовные принадлежности удочки донки перемёты и самое главное банка с червяками. Их я собираю в старом саду под кучами палых листьев.

На Прорве у меня есть уже свои любимые всегда очень глухие места. Одно из них это крутой поворот реки где она разливается в небольшое озеро с очень высокими заросшими лозой берегами. (По К. Паустовскому)


Тестовые задания к теме 2

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

А Наш внутренний мир настроен чутко и тонко и отзывается на самые незаметные звуки жизни.

Б Как наше так и вражеское войско томилось в ожидании настоящего боя.

В Защитой средневековому воину служили простая стёганая туника или детали доспехов.

Г Дом к празднику убирали шиповником да белою ромашкою.


2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

А Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.

Б Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.

В Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.

Г Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.


3. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

А Полина любила находиться в кабинете мужа или в библиотеке.

Б Человек должен соблюдать как юридические так и нравственные законы.

В Океан и небо перемешались и понеслись над головой потоками воды.

Г Артист читал басни и рассказы и лирические миниатюры.


4. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.)

А Метель плачет и скулит воет и стонет напоминает о чём-то и о чём-то спрашивает.

Б Для сервировки стола не следует использовать скатерти и салфетки холодных и мрачных тонов.

В Потоки света то меркли то разгорались и превращали заросли в набегающие зелёные волны.

Г За ужином я заговорил о Хоре да о Калиныче.


5. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.)

А Пришлось ждать своей очереди и поневоле слушать скучные и надоедливые разговоры.

Б Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.

В Зимой я ходил на охоту либо катался с ребятами с горы либо прогуливался с ними на лыжах.

Г Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.


6. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.)

А Фёдор набрался смелости и задал вопрос тихим и робким голосом.

Б Лесные ягоды лучше всего собирать или утром или вечером.

В Самоварчик уже был готов и стоял на столе.

Г Художник сумел передать внешность этого человека и характер и настроение.






Для любых предложений по сайту: [email protected]