Русский язык - разработки уроков
ТСЯ И ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Цель: повторить правописание глаголов на -тся и -ться.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Наблюдение над материалами учебника, с. 34.
1. Работа по картинке. Учащиеся поясняют наличие и отсутствие ь в глаголах купаться, валяется.
Уточняется форма глаголов.
2. Игра «Найди на картинке глаголы на -тся и -ться».
(Бросается, плескаться, улыбается, качаться (на воде), выливаться, дождаться, выплескивается)
III. Повторение правила на с. 34 с чтением образца рассуждения. Выполнение упражнения 77.
VI. Сообщение учителя.
– У глаголов в русском языке никогда не пишется «ца» в конце слова! Только слышится!
V. Выборочный диктант.
Ø Задание. Выберите на слух глаголы из предложения и запишите в группу -тся или -ться.
Правдой мир держится, честный правды не боится. Нечем хвалиться, если из рук все валится. Станешь лениться – будешь в хвосте волочиться. Учиться никогда не поздно. Хорошо трудиться – хлеб уродится. Кто врага не боится, того пуля сторонится. Кто хочет учиться, того лень боится. Недаром говорится, что дело мастера боится.
Пословицы
VI. Составить три–четыре предложения с глаголами на -тся и -ться, выделить грамматические основы.
VII. Словарный диктант
Громадный, апельсин, бинокль, грамотный, костюм, профессия, канал, мандарин, рассвет, маршрут, рюкзак, ремень.
Домашнее задание: упражнение 78, правило, с. 34.