Кто такие рыбы?

Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки

Кто такие рыбы?

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники познакомятся с отличительными признаками рыб; научатся приводить примеры речных и морских рыб, описывать рыбу по плану.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: атлас-определитель, магнитофон, аудиозапись диалога Муравья и Черепахи, иллюстрации с изображениями птиц, мелкие монеты (или вырезанные из бумаги кружочки).

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Предлагаю вам отгадать несколько загадок и закончить стихотворения-загадки. Запомните названия всех животных, которые прозвучат.

Спинка в веснушках.

Ах, как неловко!

И покраснела...

(Божья коровка)


То погаснет, то зажжётся

Ночью в роще огонёк.

Угадай, как он зовётся?

Золотистый...

(Светлячок)


На ромашку у ворот

Опустился вертолёт —

Золотистые глаза.

Кто же это?

(Стрекоза)


Долгорукий старичок

В уголке сплел гамачок.

Приглашает: «Мошки!

Отдохните, крошки!»

(Паук)


Спал цветок и вдруг проснулся —

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

(Бабочка)


Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит.

(Комар)


Прыгает пружинка —

Зелёная спинка —

С травы на былинку,

С ветки на тропинку.

(Кузнечик)

Каких животных вы назвали? Можно ли объединить их в одну группу? Все ли относятся к насекомым? Почему паук — не насекомое?


2. Мотивация учебной деятельности

Учитель включает аудиозапись с разговором Муравья и Черепахи.

Муравей. Привет, Черепаха! Куда ты так торопишься? Черепаха. Я спешу к реке. У меня там встреча.

Муравей. А с кем ты встречаешься?

Черепаха. Отгадаешь загадку — узнаешь.

В воде они живут,

Нет клюва, а клюют.

Муравей. Я не знаю — кто это.

Черепаха. Тогда проси помощи у ребят.

Муравей. Ребята, помогите мне, пожалуйста, отгадать загадку.

— О ком же шла речь в загадке? Кто такие рыбы?

На этот вопрос мы с вами сегодня должны найти ответ.


3. Работа по теме урока

— Что вы знаете о рыбах?

Рыбы — дети воды: где вода, там и они. Каких только рыб нет! Тонкие и длинные, как хлыст; толстые и круглые, как мячик; крохотные и огромные. Но есть что-то общее: из-за чего всех их называют рыбами. Что же это?

Давайте рассмотрим строение рыбы. Воспользуемся рисунком на странице 34 учебника.

Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперед. Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.

Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород, и большинство рыб получает его из воды с помощью жабр. Жабры устроены таким образом, что могут удерживать кислород. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Обогащенная кислородом кровь доставляет его ко всем органам рыбы. Вода выходит наружу сквозь жаберные щели. Есть у рыб плавательный пузырь (ни у кого другого его нет!), который помогает рыбам нырять, всплывать. И есть ещё удивительный орган — боковая линия. Она проходит вдоль каждого бока рыбы и состоит из маленьких отверстий. С их помощью рыба чувствует малейшие колебания воды и таким образом избегает опасности. Хищника ещё не видно и не слышно, а рыба уже чувствует его приближение боками.

Все это, конечно, вы сразу не запомните. А что надо запомнить? Отличительный признак рыб. Для этого отгадайте загадку.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Что это за одежда? Тело почти всех рыб покрыто чешуей. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт — и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт — и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет.


Моделирование

Задание

Дети с помощью монет или вырезанных из бумаги кружочков моделируют «одежду» рыб, определяя закономерность расположения чешуек.

— Каких рыб могла встретить Черепаха в реке? Найдите в учебнике иллюстрацию, на которой изображены речные рыбы, положите на неё руку. Прочитайте названия речных рыб.

На соседней иллюстрации изображены морские рыбы. Прочитайте их названия.

Я сейчас буду загадывать вам загадки. Вы должны будете узнать рыбу и определить: речная она или морская.

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

(Сом)


Хвостом виляет.

Зубаста, а не лает.

(Щука)


Мастер шубу себе сшил,

Иглы вынуть позабыл.

(Ёрш)

Итак, все названные рыбы — речные. У сома, в отличие от большинства других рыб, тело голое, без чешуи. Его защищает толстая кожа. О щуке и ерше прочитайте в атласе-определителе.

Дети читают текст.

— А теперь спустимся на дно моря. Каких рыб мы встретим там?

Ученики определяют морских рыб, проверяют себя на странице 90.

— Я вам расскажу об одной интересной морской рыбе. Это камбала. Ляжет камбала на песчаное дно — и не видно её. Однажды проделали опыт: положили её в банку, раскрашенную полосками, оставили. Приходят через какое-то время, а рыба — вся полосатая, словно кусочек занавески в банке забыли.

Про неё много интересного можно рассказать. У камбалы-крошки два глаза, как у всех рыб, по обеим сторонам головы. Малёк камбалы похож на обычную рыбку, только на дно ложится боком: одним глазом смотрит вверх, а другим — вниз, на дно. Постепенно тот глаз, что смотрит на дно, начинает «перебираться» на верхнюю сторону и скоро оказывается рядом с первым.


Самостоятельная работа

Задание 1

Дети выбирают любую из рыб, о которых подробно не говорили и составляют её описание по плану.

План

1. Название рыбы.

2. Речная или морская рыба.

3. Размеры рыбы (большая, маленькая, средних размеров).

4. Форма тела.

5. Окраска туловища, плавников.

6. Особенности частей тела (например, рта, глаз, плавников).

Заслушиваются 3-4 описания.

Задание 2

Ученики выполняют в тетради задание 1 на странице 24.


4. Рефлексия учебной деятельности

— Что вы можете рассказать Муравьишке о рыбах?

Чем они отличаются от других животных?

На какие две большие группы можно разделить рыб?

Приведите примеры речных и морских рыб. Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

На уроке мы будем учиться рисовать рыбку, используя образец, данный в рабочей тетради (с. 24 № 2).

Прочитайте вывод на странице 35. Совпадает он с нашими наблюдениями?

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.






Для любых предложений по сайту: [email protected]