Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки
Кто такие насекомые?
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Первоклассники познакомятся с насекомыми, научатся выделять отличительные признаки этой группы животных; научатся определять насекомых.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: атлас-определитель, перфокарты, магнитофон, аудиозапись песни «В траве сидел кузнечик», цветные карандаши; кусачки, шприц, губка.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Вспомните, какие деревья называются лиственными? А какие — хвойными? Что такое хвоинки? На самом ли деле хвойные деревья вечнозелёные? Как можно различить ель и сосну? С каким ещё хвойным деревом вы познакомились на прошлом уроке?
2. Мотивация учебной деятельности
— Однажды Муравью Вопросику сказали, что он — насекомое. «Кто такие насекомые? Правда ли, что я тоже насекомое?», — спросил Муравей.
Эти вопросы он задал нам. Попробуем на них ответить.
3. Работа по теме урока
— Путешествуя, Муравьишка встречал много разных животных. Некоторых из них вы можете увидеть в верхней части страницы 32 учебника. Как вы думаете, какое из них — насекомое?
Мудрая Черепаха решила помочь Муравью. Она показала ему бабочку и сказала, что это — насекомое. Давайте её рассмотрим.
У всех насекомых тело состоит из трёх частей: головы, груди, брюшка. Что вы видите на голове у бабочки? (Усики, глаза, хоботок.)
С помощью хоботка бабочка пьёт нектар. Что находится на груди бабочки? (Крылья и ноги.)
Сколько у бабочки крыльев? А сколько ног?
У всех взрослых насекомых шесть ног, тело состоит из трёх частей. У большинства насекомых в определённые периоды жизни отрастают крылья.
Тело вы можете плохо разглядеть, крыльев может не оказаться, но шесть ног сосчитать вы сможете, поэтому запомните это основное отличие.
Стрекоза и божья коровка — это тоже насекомые. Рассмотрите их изображения. Найдите у них те же части, что и у бабочки. Посчитайте количество ножек.
Вернёмся к верхнему рисунку. Теперь вы знаете, как отличить насекомое от других животных. Кто же здесь насекомое? Как оно называется?
Это не кузнечик, хотя и похож на него. Попробуем определить название этого насекомого. Воспользуемся атласом-определителем.
Дети работают на страницах 158-159.
— Итак, мы определили, что это насекомое называется богомол. Прочитаем о нём текст.
А теперь откройте страницу 148 в атласе-определителе и посмотрите на кузнечика и его родню. Это все насекомые. Докажите. Возьмите карандаши и раскрасьте кузнечика в рабочей тетради (с. 22 № 1).
Учитель включает запись песни «В траве сидел кузнечик».
— Как передвигаются насекомые? Многие из них летают — для этого у них есть крылья. Стрекоза может развить скорость 40 километров в час.
Некоторые насекомые ходят, прыгают, ползают. Кузнечик может прыгнуть на расстояние, в 20 раз превышающее длину его тела. А если он выпустит крылья, то улетит, планируя, ещё дальше.
Как насекомые питаются? Все они питаются по-разному. Одни едят растения, другие — мельчайшую живность, третьи — и то, и другое. Некоторые питаются кровью.
Посмотрите на предметы, которые я принесла. Какое отношение они могут иметь к питанию насекомых?
Учитель кладёт на стол кусачки, шприц и губку.
— Принесла я эти предметы, чтобы вы лучше могли представить, как устроены ротовые органы у некоторых насекомых.
Челюсти кузнечика, которыми он откусывает кусочки травы, действуют, как кусачки. Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь. Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка собирает воду.
Рассмотрите иллюстрацию на странице 33 учебника. Назовите изображённых насекомых.
Если ученики затрудняются с ответом, то могут воспользоваться атласом-определителем или подсказкой на странице 90 учебника.
— Рассмотрите изображения кузнечика и шмеля. Почему кузнечик зелёный, а шмель пёстрый?
Безобидный кузнечик прячется в зелёной траве. Шмель — вооружён жалом, поэтому не прячется. Окраска и форма тела многих насекомых зависит от того, где они обитают. Это помогает им прятаться от врагов. Одни благодаря окраске становятся невидимыми. У других окраска настолько яркая, что враги не рискуют к ним приближаться. Третьи выпускают в момент опасности струю едких химических веществ с резким запахом. Как, например, божья коровка.
Возьмите цветные карандаши и раскрасьте рисунок шмеля в рабочей тетради.
По количеству видов насекомые— самая богатая группа животных в мире. Они составляют 70-75 % всех видов животных, населяющих Землю.
Размеры насекомых различны. Как правило, наиболее крупные насекомые родом из жарких стран. Самый крупный в мире жук обитает в Южной Америке. Это жук-геркулес. Его длина — 16 сантиметров. Самый крупный жук в нашей стране — уссурийский дровосек, гигант длиной до 11 сантиметров.
А знаете ли вы, что многие насекомые — силачи? Стрекоза способна поднять вес в 10 раз больше собственного, пчела — в 20 раз, а майский жук — в 24 раза больше. Муравей способен тащить ношу, которая весит в 52 раза больше его собственного веса, а жук-носорог— в 100 раз. Жуки-навозники — в зависимости от вида — тянули груз в 1460 и даже в 4210 раз больше, чем весили сами. Если бы человек, весящий примерно 70 килограммов, обладал силой, скажем, жука-носорога, то свободно поднял бы железнодорожный вагон весом 7 тонн. Что уж тут сравнивать человека с жуком-навозником.
Продолжая разговор о жуках, выполним задание в рабочей тетради на страницах 22-23. Обратите внимание на то, что размеры жуков на цветных рисунках увеличены.
Дети выполняют задание.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Кто же такие насекомые? Как их отличить от других животных? Назовите известных вам насекомых. Паук — это насекомое? Почему?
Наш Муравей теперь может ответить на вопросы, заданные в начале урока. Посмотрите на нижний рисунок на странице 33. Что делает Муравей? Сколько туфелек он дарит бабочке? Почему? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?
Прочитайте вывод в учебнике.
Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.