Кто такие звери?

Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки

Кто такие звери?

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники познакомятся с отличительными признаками зверей, их внешним строением и разнообразием; научатся приводить примеры зверей.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: иллюстрации с изображениями зверей, чучела животных, «светофоры» зелёного и красного цветов, карандаши, магнитофон, аудиозапись со спокойной музыкой, видеоаппаратура, запись мультфильма «Приключения капитана Врунгеля».

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Кто дважды родится, а один раз умирает? Так можно сказать о птице. Сначала на свет появляется яйцо, а затем из него вылупляется птенец.

Как птиц отличить от других животных?

Сейчас я буду загадывать загадки. Если в них говорится о птице, то вы поднимаете зелёный светофор. Если нет — красный светофор.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода — кора.

(Заяц)


Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит.

(Дятел)


Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

(Воробей)


Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит — будет плохо.

(Оса)


На шесте дворец,

Во дворце певец.

А зовут его...

(Скворец)


Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

(Стрекоза)


Всю ночь летает —

Мышей добывает.

А станет светло —

Спать летит в дупло.

(Сова)

— Молодцы! Вы всё правильно отгадали и определили.

Какие части тела у птиц вы можете назвать? Покажите их на чучеле вороны.

Скажите, есть ли у птиц зубы?

Оказывается, у маленьких, ещё не вылупившихся из яйца птенчиков сверху на клюве есть твёрдая маленькая шишечка. Учёные назвали её «яйцевым зубом». Этим зубом птенец разбивает изнутри скорлупу яйца, когда выбирается из неё. Затем этот «зуб» отпадает. Так что недолго, но один зуб у птиц бывает.


2. Мотивация учебной деятельности

— Вспомните разговор Муравья Вопросика и Черепахи, который мы слышали на прошлом уроке. Сколько групп животных назвала Черепаха? О каких животных мы уже узнали? Кто остался?

Сегодня на уроке мы расскажем Муравью о том, кто такие звери, и познакомим со многими из них.


3. Работа по теме урока

— Откройте учебник на странице 38. Прочитайте вопрос. Рассмотрите рисунок под ним.

Чтобы ответить: кто на рисунке зверь, надо установить — кто точно не зверь.

Итак, орёл — птица, жук— насекомое. Остались крокодил и мышь. Вариантов два: или звери оба, или кто-то один из них. Чтобы ответить на этот вопрос, надо точно знать признаки зверей. Начнём наше исследование со знакомства со строением тела зверей. Рассмотрим его на примере жирафа, изображённого у вас в учебнике.

Назовите все части тела жирафа. А теперь найдите эти же части тела у зверей, изображённых на странице 39, покажите их своему соседу по парте.

Дети работают в парах.

— Ничего нового, необычного мы не увидели. У нас самих есть всё то же самое, кроме хвоста. Чем же звери отличаются от других животных? Вспомните, чем покрыто тело у рыб? А у птиц? А чем покрыто тело зверей?

Правильно. Только у зверей тело покрыто шерстью. Что такое шерсть? Это мех или волосы. Это первый отличительный признак зверей, который вы сразу можете увидеть. Только у зверей самки вырабатывают молоко для кормления детенышей, поэтому зверей называют млекопитающими.

Количество шерсти у них может быть различным. У медведя, например, её много, а у слона — мало. Это зависит от того, в каком месте живёт зверь, какой образ жизни он ведёт. Многие млекопитающие покрыты волосами двух разных видов. Посмотрите на рисунок с изображением бобра (учитель показывает рисунок). У этого зверя под длинными, жёсткими волосами спрятан плотный слой мягких. Когда бобр ныряет в воду, то намокают только наружные волосы.

А у дикобразов (учитель показывает рисунок) особые волосы. Они называются иглами.

Мы с вами теперь знаем основные отличительные признаки зверей — наличие шерсти и кормление детёнышей молоком. Вернёмся к рисунку, который мы рассматривали в начале урока. Крокодил и мышь — кто из них зверь?

Хоть мышка и маленькая, но она — зверь. А крокодил — нет. У него нет шерсти, это мы видим сразу. А чтобы узнать, кормит ли он своих детёнышей молоком, вспомним, как появляются на свет его малыши.

Учитель включает фрагмент из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля», в котором в трюме корабля из яиц вылупляются крокодильчики.

— Детёнышей, появившихся на свет из яиц, молоком не кормят. Вспомните птиц. Поэтому мы совершенно уверенно можем сказать, что крокодил — не зверь. К какой группе животных он относится, вы узнаете позднее.


Практическая работа

Задание 1

— Рассмотрите чучела зверей. Чем они покрыты? Зарисуйте шерсть, которую вы рассмотрели, в рабочей тетради (с. 27 № 1). Обменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте, как вы выполнили задание.

Задание 2

— Сравните изображённых в рабочей тетради зверей (№ 3). Пронумеруйте зверей в порядке увеличения (уменьшения) их размеров. Обменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте, как вы выполнили задание.

Звери могут питаться растениями или животными, добывать пищу днём или ночью. Большинство из них ходят на четырёх лапах. Но некоторые могут скакать на двух, как, например, кенгуру. Часть зверей обитает на земле, часть — на деревьях. Это зависит от того, кто как приспособился строить дома и добывать пищу. Звери могут иметь постоянную окраску или менять её в разные времена года. Каких вы знаете зверей, меняющих окраску?

Как выглядят заяц и белка зимой? Как— летом? Для чего они меняют свои шубы?

Заслушиваются ответы детей.

— На странице 28 рабочей тетради дан чёрно-белый рисунок. Прочитайте к нему задание. Найдите четырёх зверей, назовите их.

Дети выполняют задание.

— Чтобы правильно раскрасить рисунок, надо знать: какое время года на нём изображено. Какая шубка будет на белке и зайце? Приступайте к работе.

Дети раскрашивают рисунок под спокойную мелодию.

— Мы с вами рассмотрели строение тела зверей. Как правило, такое оно у большинства зверей. Но у каждого правила есть исключения.

Строение тела у некоторых млекопитающих может отличаться от других. Это зависит от их образа жизни. Рассмотрите рисунок на странице 39. Какие звери изображены?

Заслушиваются ответы детей.

— Кто из вас знает: где живёт крот? Как он передвигается под землей? Чем вы пользуетесь, чтобы копать землю? Вот и у крота ноги превратились в своеобразные лопаты.

Летучая мышь питается насекомыми. Что нужно, чтобы догнать и поймать насекомых?

Летучие мыши — единственные млекопитающие, умеющие летать. Крыльями им служат лапы, между пальцами которых у них натянута кожа.

Есть млекопитающие, которые всю жизнь проводят в воде. Это дельфины и киты (учитель показывает рисунки). Их ноги превратились в плавники. Такие же плавники у тюленей, морских львов и моржей, хотя они проводят в воде только часть своей жизни.

Посмотрите на изображение кита. У него нет шерсти, а тело покрыто гладкой кожей. Учёные говорят, что когда-то давным-давно, у китов была шерсть, но она постепенно исчезла от долгого пребывания в воде.


Дидактические игры

Ученики делятся на группы и проводят игру, описанную в рабочей тетради (с. 27 № 2). Дети в группе называют зверей. Кто ошибётся и назовёт животное другой группы, выбывает из игры. Победители в группах соревнуются между собой.


4. Рефлексия учебной деятельности

— На уроке вы узнали много нового и интересного о зверях. Кто же они такие — звери? Как их отличать от других животных? Сравните свои выводы с выводом в учебнике. Приведите примеры зверей. Где вы их видели?

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.






Для любых предложений по сайту: [email protected]