Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки
Что окружает нас дома?
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Первоклассники научатся систематизировать представления о предметах, находящихся в квартире; научатся приводить примеры предметов каждой группы.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: карточки с названиями понятий и предметов, рисунки с изображениями предметов, находящихся в квартире, магниты, карандаши, ножницы.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Где мы побывали на прошлом уроке? Что такое зоопарк? Кого там можно увидеть? Кто из вас хочет рассказать о понравившемся ему животном?
Заслушиваются 4-5 рассказов.
2. Мотивация учебной деятельности
— На прошлом уроке я говорила о том, что, посещая зоопарк, мы приходим к животным домой.
Вот и Муравьишка решил пригласить нас с вами к себе в гости. Откройте учебники на странице 42, посмотрите на дом Муравья. Что вы можете о нём сказать?
Чтобы навести порядок в доме, мы должны знать: что есть в доме и где это должно находиться. Поэтому главный вопрос нашего урока: что окружает нас дома?
3. Работа по теме урока
— Прочитайте текст в верхней части страницы. Итак, что находится у Муравьишки в доме?
По мере ответов учитель прикрепляет на доску карточки с понятиями «мебель», «бытовая техника», «одежда», «посуда».
— Давайте найдём все предметы и разместим их названия в нужные столбики. Назовите предметы мебели.
Под карточкой со словом «мебель» прикрепляются карточки со словами «стол», «стул», «кресло», «шкаф», «полка», либо учитель записывает названия предметов мелом на доске.
— Назовите предметы бытовой техники.
Под карточкой «бытовая техника» прикрепляются карточки «утюг», «телевизор», «магнитофон», «электрочайник».
По мере работы в группе «одежда» появляются карточки со словами «брюки», «гольфы», «халат», «пиджак», «пальто», а в группе «посуда» — «тарелка», «чашка», «кувшин», «сковорода», «чайник», «самовар».
— Рассмотрите рисунок ещё раз. Какие предметы мы не назвали? Что такое сапоги и шапка?
Учитель прикрепляет на доску карточки со словами «обувь» и «головные уборы».
— Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы должны отгадки распределить по группам.
Сшили их из чёрной кожи,
В них теперь ходить мы можем.
И по слякотной дороге —
Не промокнут ваши ноги.
(Сапоги)
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром — в школу, днём — домой.
(Валенки)
Я любой девчонке прикрою волосёнки,
Прикрою и мальчишке стрижки-коротышки.
От солнца я защита — для того и сшита.
(Панама)
По мере работы на доску добавляются карточки с отгадками.
— Посмотрите на таблицу, которая у нас получилась. Дополните каждый столбик своими примерами.
Учитель убирает таблицу.
Дидактические игры
Игра «Четвёртый лишний»
Учитель прикрепляет на доску рисунки с изображениями предметов, по четыре в ряд. Дети должны найти «лишний» предмет в каждом ряду и объяснить, почему именно его надо убрать.
1. Чашка, чайник, цветок, тарелка.
2. Стол, телевизор, стул, диван.
3. Сапоги, босоножки, ботинки, брюки.
4. Стул, телефон, магнитофон, утюг.
Игра «Кто больше?»
Игра проводится в группах. Дети должны назвать как можно больше предметов мебели (электроприборов, одежды, обуви, посуды). Кто ошибается, выбывает из игры. Победители в группах соревнуются между собой.
Практическая работа
Задание 1
— У нас с вами была таблица, состоящая из названий предметов. Мы составляли её вместе. Теперь вы должны самостоятельно заполнить таблицу на странице 43, но не словами, а рисунками. Из Приложения вашей рабочей тетради (с. 63) вы вырезаете изображения предметов и накладываете их в нужный столбик. Какие предметы будут в первом столбике? Во втором?
А теперь поменяйте местами картинки и попросите соседа по парте найти ошибки.
Приведите свои примеры предметов каждой группы.
Задание 2
— Рассмотрите иллюстрации в рабочей тетради (с. 30 № 3). Пронумеруйте предметы в порядке увеличения (уменьшения) их размеров. Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями, проверьте, как вы выполнили задание.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Назовите группы предметов, которые окружают вас дома. Приведите примеры предметов каждой группы.
Как надо относиться к вещам, находящимся в квартире? Что надо делать для того, чтобы в доме был порядок? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?
Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.