Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки
Куда текут реки?
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Первоклассники расширят представление о реках и морях, о пресной и морской воде; познакомятся с тем, куда впадают реки.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: морская соль, лабораторные стаканы, шпатели и стеклянные палочки для практической работы; фишки в виде кружочков и корабликов, кинофильм о реке Волге, видеоаппаратура, книга М. Гумилевской «Почему так бывает» (изд-во «Детская литература». М., 1968).
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Отгадайте загадки.
Он висит на видном месте,
Круглый год глотает вести.
(Почтовый ящик)
Очень к вам хотело,
Ехало, летело,
По морю плыло,
Наконец... пришло.
(Письмо)
Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали срочно.
Я его не пожалею:
Получу и вмиг расклею.
(Конверт)
Какой темой объединены все эти загадки?
Расскажите о том, как письмо доходит до адресата. Покажите на конверте место, где надо написать имя и адрес человека, который получает письмо. Как называют человека, который написал письмо?
2. Мотивация учебной деятельности
— Послушайте стихотворение и скажите: о чём в нём говорится?
Речка, реченька, река,
Ты пришла издалека.
Что ты делала в пути,
Прежде чем сюда прийти?
В роднике с одной синицей
Поделилась я водицей.
А потом — с цветущим садом,
А потом — с огромным садом.
Целый город вечерком
Напоила я чайком,
А потом у берегов
Убаюкала мальков.
Повстречала я плотину,
Покрутила я турбину.
Это мой речной поток
Вам даёт электроток.
О чём шла речь в стихотворении? Какую пользу приносит река? Может ли она сделать столько работы, если её воды будут стоять на месте? Река постоянно движется. Сегодня на уроке мы узнаем: куда текут реки.
3. Работа по теме урока
— Чтобы найти ответ на этот вопрос, отправимся в путешествие. Поможет нам автор учебника.
Учитель читает текст, данный на странице 92-93 учебника.
— Возьмите в руки фишки-кораблики и фишки-кружочки.
Дети работают в парах.
— На какой реке стоит город, в котором родился автор учебника? Отметьте фишкой эту реку, поставьте на ней свой кораблик. Двигаем наши кораблики дальше. В какую реку впадает Осетр?
Отметьте фишкой Оку.
Какая ещё река впадает в Оку? Отметьте фишкой Москву-реку. Ока — больше или меньше, чем Осетр?
Раз в Оку впадают другие реки, значит, она уже больше, чем Осетр. Но и Ока, в свою очередь, впадает в ещё более крупную реку. Назовите её и отметьте фишкой.
Волга — крупнейшая река Европы. Её длина 3530 километров. Посмотрите фильм об этой реке.
Учитель показывает видеофильм о реке Волге.
— Как человек использует реку? (По реке проплывают суда, перевозятся грузы, в Волге ловят рыбу, на берегах реки много промышленных предприятий.)
Что беспокоит людей, живущих на Волге? (Промышленные предприятия сливают в реку грязную воду.)
Кто от этого страдает?
В первую очередь страдают речные жители, так как вода их отравляет. Во вторую очередь страдает сам человек. Исчезает рыба, которую он ест, в грязной реке нельзя купаться, поэтому люди должны позаботиться о чистоте рек, дающих ему воду для питья, электроэнергию для дома и места для приятного отдыха.
Куда впадает Волга?
Отметьте Каспийское море фишкой.
Вода в реке течёт круглый год, река отдаёт свои воды морю. Но ведь вода в реке всё равно остаётся. Откуда берётся вода в реках?
Вода в реках пополняется водами подземных источников, дождей и снегов.
Вернёмся к началу нашего путешествия. Посмотрите, какой долгий путь совершила вода из реки Осетр! Расскажите, как мы с вами плыли и что видели по пути нашего следования.
С помощью схемы, по которой мы работали, определите, в какой строчке задания 1 (с. 43) неправильно указан путь воды-путешественницы.
Какая река протекает по нашей местности? Знаете ли вы, куда она впадает?
Учитель рассказывает о реках, протекающих в данной местности.
Дети выполняют задание 3 на странице 45 в рабочей тетради. Учитель оказывает им помощь.
— Рассмотрите фотографии на странице 67 учебника. Сравните реку и море. Чем они похожи, а чем различаются? Как вы думаете: одинаковая ли вода в реке и море? Кто из вас был на море и может вспомнить: какая вода на вкус?
В море вода солёная, а в реке — нет. Почему? Ответ на этот вопрос можно найти в книге Марты Гумилевской «Почему так бывает?»
Учитель читает рассказ из книги «Почему море солёное?»
Море, можно сказать, не просто солёное; оно горькое, нестерпимо солёное, отвратительное на вкус. Ведь недаром люди, терпящие бедствие в открытом море без запаса пресной воды, могут погибнуть от жажды, потому что пить морскую воду невозможно.
Но почему море такое солёное? Учёные думают, что в древнейшие времена, миллионы и миллионы лет назад, когда воды морей скапливались в углублениях суши, они были пресными. Кто же их потом так крепко засолил?
Да все те же капельки воды, вечные странницы и вечные труженицы.
Реки неудержимо стремятся к морю. Все реки земного шара. Они бегут к нему длинными извилистыми путями, они вливаются в озера с одной стороны и вытекают с другой, чтобы продолжить свой бег к морю. К морю! К морю!
Почему?
Куда текут реки?
Да потому что уровень морей и океанов всегда ниже уровня суши. И путь воды всегда идёт под уклон. Потому-то все реки и текут к морю.
Они текут к морю и приносят ему дары, накопленные ими за свой долгий путь и на земле и под землей.
Подземные ручьи и реки, пробивая себе дорогу среди горных пород, растворяют некоторые породы и уносят с собой частички разных солей. Но вот подземный ручей вырвался на волю, побежал по земле, попал в речку и смешал с ней свои воды, а в водах этих рек тоже есть соли, потому что река вымывает их из почвы.
И вот реки примчались к морю, отдали ему свои воды. А потом... Потом солнце пригрело поверхность морской воды, она стала испаряться, капельки воды превратились в пар и поднялись к небу...
...Но, испаряясь, капельки воды оставляют морю тот маленький груз солей, что они принесли с собой. Капелек так много, что никогда их не пересчитать; проделывают они свой путь в природе столько времени, что это тоже не легко сосчитать, и маленький грузик солей одной капли в конце концов становится огромным.
Вот и всё. Вот почему море солёное!
Практическая работа
— У нас с вами из водопровода течёт пресная, то есть несолёная вода. Но можно приготовить себе целую ванну морской воды и искупаться в море, не выходя из квартиры. Как? Так, как это сделал Муравьишка. Посмотрите на рисунок на странице 67 и попробуйте догадаться, что надо сделать, чтобы дома появилось море?
Вы правильно догадались. Морская соль (учитель показывает) продаётся в аптеках.
Если высыпать её в ванну, то вода станет похожа на морскую. Такие ванны полезны для здоровья.
Давайте с помощью нашего оборудования приготовим «морскую» воду.
Ученики делятся на группы, получают учебные материалы и морскую соль. Ход своей работы они схематически изображают в рабочей тетради (с. 44 № 2).
4. Рефлексия учебной деятельности
— Мы с вами возвращаемся из путешествия. На какой вопрос вы можете ответить? Расскажите Муравьишке: куда могут впадать реки? Почему в реках вода не кончается? Почему в море вода солёная? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?
Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.