Куда текут реки?

Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки

Куда текут реки?

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники расширят представление о реках и морях, о пресной и морской воде; познакомятся с тем, куда впадают реки.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: морская соль, лабораторные стаканы, шпатели и стеклянные палочки для практической работы; фишки в виде кружочков и корабликов, кинофильм о реке Волге, видеоаппаратура, книга М. Гумилевской «Почему так бывает» (изд-во «Детская литература». М., 1968).

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Отгадайте загадки.

Он висит на видном месте,

Круглый год глотает вести.

(Почтовый ящик)


Очень к вам хотело,

Ехало, летело,

По морю плыло,

Наконец... пришло.

(Письмо)


Заклеили клеем прочно

И ко мне прислали срочно.

Я его не пожалею:

Получу и вмиг расклею.

(Конверт)

Какой темой объединены все эти загадки?

Расскажите о том, как письмо доходит до адресата. Покажите на конверте место, где надо написать имя и адрес человека, который получает письмо. Как называют человека, который написал письмо?


2. Мотивация учебной деятельности

— Послушайте стихотворение и скажите: о чём в нём говорится?

Речка, реченька, река,

Ты пришла издалека.

Что ты делала в пути,

Прежде чем сюда прийти?

В роднике с одной синицей

Поделилась я водицей.

А потом — с цветущим садом,

А потом — с огромным садом.

Целый город вечерком

Напоила я чайком,

А потом у берегов

Убаюкала мальков.

Повстречала я плотину,

Покрутила я турбину.

Это мой речной поток

Вам даёт электроток.

О чём шла речь в стихотворении? Какую пользу приносит река? Может ли она сделать столько работы, если её воды будут стоять на месте? Река постоянно движется. Сегодня на уроке мы узнаем: куда текут реки.


3. Работа по теме урока

— Чтобы найти ответ на этот вопрос, отправимся в путешествие. Поможет нам автор учебника.

Учитель читает текст, данный на странице 92-93 учебника.

— Возьмите в руки фишки-кораблики и фишки-кружочки.

Дети работают в парах.

— На какой реке стоит город, в котором родился автор учебника? Отметьте фишкой эту реку, поставьте на ней свой кораблик. Двигаем наши кораблики дальше. В какую реку впадает Осетр?

Отметьте фишкой Оку.

Какая ещё река впадает в Оку? Отметьте фишкой Москву-реку. Ока — больше или меньше, чем Осетр?

Раз в Оку впадают другие реки, значит, она уже больше, чем Осетр. Но и Ока, в свою очередь, впадает в ещё более крупную реку. Назовите её и отметьте фишкой.

Волга — крупнейшая река Европы. Её длина 3530 километров. Посмотрите фильм об этой реке.

Учитель показывает видеофильм о реке Волге.

— Как человек использует реку? (По реке проплывают суда, перевозятся грузы, в Волге ловят рыбу, на берегах реки много промышленных предприятий.)

Что беспокоит людей, живущих на Волге? (Промышленные предприятия сливают в реку грязную воду.)

Кто от этого страдает?

В первую очередь страдают речные жители, так как вода их отравляет. Во вторую очередь страдает сам человек. Исчезает рыба, которую он ест, в грязной реке нельзя купаться, поэтому люди должны позаботиться о чистоте рек, дающих ему воду для питья, электроэнергию для дома и места для приятного отдыха.

Куда впадает Волга?

Отметьте Каспийское море фишкой.

Вода в реке течёт круглый год, река отдаёт свои воды морю. Но ведь вода в реке всё равно остаётся. Откуда берётся вода в реках?

Вода в реках пополняется водами подземных источников, дождей и снегов.

Вернёмся к началу нашего путешествия. Посмотрите, какой долгий путь совершила вода из реки Осетр! Расскажите, как мы с вами плыли и что видели по пути нашего следования.

С помощью схемы, по которой мы работали, определите, в какой строчке задания 1 (с. 43) неправильно указан путь воды-путешественницы.

Какая река протекает по нашей местности? Знаете ли вы, куда она впадает?

Учитель рассказывает о реках, протекающих в данной местности.

Дети выполняют задание 3 на странице 45 в рабочей тетради. Учитель оказывает им помощь.

— Рассмотрите фотографии на странице 67 учебника. Сравните реку и море. Чем они похожи, а чем различаются? Как вы думаете: одинаковая ли вода в реке и море? Кто из вас был на море и может вспомнить: какая вода на вкус?

В море вода солёная, а в реке — нет. Почему? Ответ на этот вопрос можно найти в книге Марты Гумилевской «Почему так бывает?»

Учитель читает рассказ из книги «Почему море солёное?»


Море, можно сказать, не просто солёное; оно горькое, нестерпимо солёное, отвратительное на вкус. Ведь недаром люди, терпящие бедствие в открытом море без запаса пресной воды, могут погибнуть от жажды, потому что пить морскую воду невозможно.

Но почему море такое солёное? Учёные думают, что в древнейшие времена, миллионы и миллионы лет назад, когда воды морей скапливались в углублениях суши, они были пресными. Кто же их потом так крепко засолил?

Да все те же капельки воды, вечные странницы и вечные труженицы.

Реки неудержимо стремятся к морю. Все реки земного шара. Они бегут к нему длинными извилистыми путями, они вливаются в озера с одной стороны и вытекают с другой, чтобы продолжить свой бег к морю. К морю! К морю!

Почему?

Куда текут реки?

Да потому что уровень морей и океанов всегда ниже уровня суши. И путь воды всегда идёт под уклон. Потому-то все реки и текут к морю.

Они текут к морю и приносят ему дары, накопленные ими за свой долгий путь и на земле и под землей.

Подземные ручьи и реки, пробивая себе дорогу среди горных пород, растворяют некоторые породы и уносят с собой частички разных солей. Но вот подземный ручей вырвался на волю, побежал по земле, попал в речку и смешал с ней свои воды, а в водах этих рек тоже есть соли, потому что река вымывает их из почвы.

И вот реки примчались к морю, отдали ему свои воды. А потом... Потом солнце пригрело поверхность морской воды, она стала испаряться, капельки воды превратились в пар и поднялись к небу...

...Но, испаряясь, капельки воды оставляют морю тот маленький груз солей, что они принесли с собой. Капелек так много, что никогда их не пересчитать; проделывают они свой путь в природе столько времени, что это тоже не легко сосчитать, и маленький грузик солей одной капли в конце концов становится огромным.

Вот и всё. Вот почему море солёное!


Практическая работа

— У нас с вами из водопровода течёт пресная, то есть несолёная вода. Но можно приготовить себе целую ванну морской воды и искупаться в море, не выходя из квартиры. Как? Так, как это сделал Муравьишка. Посмотрите на рисунок на странице 67 и попробуйте догадаться, что надо сделать, чтобы дома появилось море?

Вы правильно догадались. Морская соль (учитель показывает) продаётся в аптеках.

Если высыпать её в ванну, то вода станет похожа на морскую. Такие ванны полезны для здоровья.

Давайте с помощью нашего оборудования приготовим «морскую» воду.

Ученики делятся на группы, получают учебные материалы и морскую соль. Ход своей работы они схематически изображают в рабочей тетради (с. 44 № 2).


4. Рефлексия учебной деятельности

— Мы с вами возвращаемся из путешествия. На какой вопрос вы можете ответить? Расскажите Муравьишке: куда могут впадать реки? Почему в реках вода не кончается? Почему в море вода солёная? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.






Для любых предложений по сайту: [email protected]