Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки
Откуда берутся снег и лёд?
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Первоклассники познакомятся со свойствами снега и льда; научатся ставить опыты со снегом и льдом.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: формочки со льдом, снег (принесён на урок в термосе), стаканчики, блюдца, листы цветной бумаги, молоточек, цветные карандаши; книга М. Гумилевской «Почему так бывает?» (изд-во «Детская литература». М., 1968).
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Куда текут реки? Чем различаются река и море? Как в домашних условиях можно приготовить морскую воду?
2. Мотивация учебной деятельности
— Какое сейчас время года? Прочитайте загадки на странице 68. О чём они?
Снег — основной признак зимы в нашей стране. Вспомните, какие осадки выпадают осенью?
Зимой на улице мы видим много снега и льда. Откуда они берутся?
Об этом вы узнаете сегодня на уроке.
3. Работа по теме урока
Опыты
— Познакомиться со свойствами снега и льда нам поможет проведение опытов.
Класс делится на группы. На каждый стол ставят по два стаканчика с водой, кладут листы с цветной бумагой и молоточки. На блюдца кладут снег и кусочки льда. Блюдца ставят на время в сторону.
Опыт 1
— Положите в стаканчики с водой снег и лёд. Что вы видите? (Лёд и снег не тонут, они легче воды.)
Опыт 2
— Положите на листы цветной бумаги снег и лёд. Какого цвета снег? Что можно сказать о цвете льда? (Снег — белый, а лёд — бесцветный.)
Опыт 3
— Что можно сказать о прозрачности снега и льда? (Снег непрозрачный, а лёд прозрачный.)
Опыт 4
— Сожмите снег в руке. Что с ним можно сделать? (Из снега, так как он рыхлый, можно вылепить снежок.)
Ударьте молоточком по кусочку льда. Что произошло? Какой вывод мы можем сделать? (Лёд — хрупкий.)
Опыт 5
— Посмотрите на снег и лёд, которые мы положили на блюдца. Что с ними произошло в тепле? Во что превратились снег и лёд? (В тепле снег и лёд тают. Снег и лёд состоят из воды.)
Проведённые опыты ученики анализируют с помощью задания 1 (с. 45) рабочей тетради.
— Как из воды можно получить лёд? (Снег и лёд образуются при замерзании воды.)
Где в природе вы видели лёд? (Лёд образуется на поверхности воды, когда та замерзает, поэтому его можно увидеть на поверхности лужи, пруда, озера, реки. Лёд, покрывающий водоёмы, спасает растения и животных от вымерзания зимой.)
Как образуется лёд, мы знаем и можем получить его в домашних условиях в любое время года. Каким образом? (Залить специальные формочки водой и поставить в морозилку.)
— А откуда берётся снег? Откуда прилетают снежинки?
Снежинки падают из туч, как и дождь, но образуются совсем по-другому. Послушайте, как об этом рассказывает Марта Гумилевская в своей книге «Почему так бывает?»
Учитель читает фрагмент из рассказа «Где рождается снег?»
Раньше думали, что снег— это замерзшие капельки воды. Думали, что идёт он из тех же туч, что и дождь. И вот не так давно была разгадана тайна рождения снежинок, и тогда узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который идёт иногда летом вместе с дождём или во время грозы. Но капельки воды никогда не превращаются в снежинки, красивые шестиугольные звёздочки. Всё бывает совсем по-другому.
Водяные пары поднимаются очень высоко над землёй, где царит сильный холод, и здесь сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это ещё не те снежинки, какие падают на землю, они ещё очень малы. Но шестиугольный кристаллик всё время растёт, развивается и наконец становится удивительно красивой звёздочкой. Снежинки медленно-медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю.
Творческая работа
— Вспомните, какой формы снежинки падали вам на варежки во время прогулки? Все они были разные и очень красивые, но у них обязательно шесть лучиков, шесть иголочек.
Выполните задание 3 на странице 46 в рабочей тетради, дорисуйте снежинки.
Рассмотрите рисунок на странице 68 учебника. Придумайте сказку о девочке-снежинке.
Заслушиваются 3-4 рассказа детей.
— Рассмотрите фотографии в задании 4. Из чего построена крепость? Из чего сделаны снежинки? Попробуйте с родителями или старшими братьями и сёстрами сделать из снега или льда что-то красивое, как на этих фотографиях. Снимите свою работу и принесите фотографии в класс.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Можете ли вы ответить на вопросы, заданные в начале урока? Прочитайте вывод, который сделала Мудрая Черепаха. Согласны ли вы с ней? О каких свойствах снега и льда вы узнали, выполняя опыты? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?
Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.