Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки
Как живут животные?
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Первоклассники расширят представления о жизни животных и условиях, необходимых для их жизни; научатся ухаживать за животными.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: пророщенные ростки фасоли, динамическое пособие «Развитие растения из семени», комнатные растения, лейка, тряпочка, палочка для рыхления земли, книга «Дружная семья» (авт. Е.В. Лаврентьева), цветные фишки, рисунки животных.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— На прошлом уроке мы с вами говорили о том, как живёт и развивается растение. Вспомним об этом. Какие условия необходимы растению для жизни?
Как надо ухаживать за комнатными растениями?
Дети выходят к столу учителя и на цветах показывают правила полива, рыхления почвы и протирания пыли.
— На урок я принесла пророщенные семена фасоли. Вам надо разложить их по этапам развития.
Класс разбивается на группы и выполняет задание. Для проверки один ученик у доски на динамическом пособии «Развитие растения из семени» также выкладывает все эти этапы.
Проверяется выполнение задания 4 в рабочей тетради.
2. Мотивация учебной деятельности
— На прошлом уроке мы выяснили, что растения — живые. А что мы можем сказать о животных?
Сегодня на уроке мы поговорим о том, как живут животные.
3. Работа по теме урока
— Почему вы считаете, что животные — живые существа? Докажите. Расскажите по своим наблюдениям, как животные появляются на свет, как они растут и развиваются, чем питаются.
Начнём с того, что живому существу нужно питание. Рассмотрите рисунки в задании 1. Назовите изображённых животных. В синюю рамку взяты предметы, которые являются пищей для этих животных. Кто из них что ест?
Какой вывод мы можем сделать? (Все животные питаются.)
Учитель делает запись на доске.
— Рассмотрите рисунки задания 2. Определите, каким животным принадлежат эти части тела. Для чего они служат?
Какой вывод мы можем сделать? (Все животные передвигаются.)
Учитель делает запись на доске.
— Как могут передвигаться животные? (Летать, ходить, прыгать, плавать.)
Рассмотрите мои рисунки.
На рисунках изображены взрослые животные и их детёныши.
— Живые существа размножаются, у них на свет появляются дети.
Учитель делает запись на доске.
— Чтобы познакомить вас с некоторыми такими семьями, я принесла на урок книжку из серии «Мама, папа и я», которая называется «Дружная семья».
Учитель показывает иллюстрации взрослых животных с детёнышами и читает о них стихи.
Благородные собаки
Не проводят время в драке.
Нужно помнить о породе
И в саду, и в огороде.
Говорит сынку Коала:
— Если в сумке тесно стало,
Не тяни, Малыш, резину —
Залезай ко мне на спину.
Мама с папой сбились с ног:
— Где Слонёнок, наш сынок?
— Я верчусь, — сказал он маме, —
У тебя же под ногами.
С удовольствием двойняшки
Носят рыжие тельняшки.
Даже тигр надел матроску,
А поверх — костюм в полоску.
Добродушный кенгурёнок
Улыбается спросонок.
Если мама быстро скачет —
Кенгурёнок не заплачет.
— Пусть плывёт по морю льдина.
Пусть волна качает сына.
Спи, Малыш, — поёт Тюлень. —
Завтра будет новый день.
— Животные приносят потомство и заботятся о нём. Многие животные строят для своей семьи жильё.
Учитель делает запись на доске.
— Попробуем определить: кому какое жильё принадлежит. У вас на столах — по пять пар цветных фишек. Ими надо накрыть хозяина и его жильё на рисунках задания 3 учебника.
Дети работают в парах. Учитель проходит и проверяет выполнение задания.
— У какого животного жильё называется норой?
— Хомяк роет свою нору под землёй и прячет в неё запасы на зиму.
Рассмотрите жильё бобра. Оно называется — хатка. Часть хатки со входом находится на берегу водоёма, а часть — под водой.
У каких животных домики в виде гнезда?
И ласточка, и оса строят гнёзда.
А что делает дятел?
Правильно, он выдалбливает дупло.
Перечислите все виды домов, которые изображены в учебнике.
Все они разные. Это зависит от того, какой образ жизни ведёт животное. Где, как правило, находятся гнёзда? Почему?
Где находятся норы? Почему?
Птицы летают, поэтому их гнёзда — на деревьях, кустарниках. Рыбы плавают, поэтому их жильё — под водой. Кто-то из зверей построит дом из веток или выроет его под землёй.
Практическая работа
— Попробуем смоделировать природные дома животных. Для этого нам понадобится рабочая тетрадь.
Ученики вырезают изображения животных из Приложения (с. 65) и помещают их на странице 50 тетради. Соседи по парте проверяют работу друг друга, затем рисунки наклеивают.
Если в школе есть живой уголок, то ребята выполняют работу по заданию 2 в тетради (с. 50-51).
4. Рефлексия учебной деятельности
— Перечитайте записи, сделанные нами в ходе урока. Что мы узнали о жизни животных? Что необходимо животным для жизни? (Пища, вода, воздух, тепло, свет.)
Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?
Сколько лет могут жить животные? В дополнительной литературе или Интернете, с помощью взрослых попробуйте найти сведения о продолжительности жизни разных животных. Занесите их в таблицу задания 3 рабочей тетради.
Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.