Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки
Как живут растения?
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Первоклассники познакомятся с жизненным циклом растений, условиями, необходимыми для жизни растений; научатся ухаживать за комнатными растениями.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: жёлуди (целые и резаные), комнатные растения, лейка с водой, тряпочка или губка, палочка для рыхления земли; видеоаппаратура, учебный видеофильм «Мы знакомимся с природой» (сюжет «Развитие растения из семени»); магнитофон, аудиозапись сказки Х.К. Андерсена «Пятеро из одного стручка»; динамическое пособие «Развитие растения из семени».
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— На прошлом уроке мы знакомились со свойствами снега и льда. Что вы о них узнали? Чем похожи снег и лёд? Чем отличаются друг от друга? Какие свойства снега и льда вы знаете?
2. Мотивация учебной деятельности
— Прочитайте вопрос, который задал нам Муравьишка. Сегодня на уроке мы будем говорить о растениях и узнаем, как они живут.
3. Работа по теме урока
— Прочитайте вопросы в верхней части страницы 70.
Все растения живут, размножаются и когда-нибудь умирают. Есть растения, живущие полгода, а есть такие, которые живут сотни лет. Как же они живут? Что с ними происходит? Послушайте одну сказку.
Учитель читает текст сказки.
Жил-был на свете король. И был у него прекрасный дворец, усыпанный разноцветными душистыми цветами. Вокруг дворца был сад, в котором каждый год цвели яблоневые, вишнёвые, сливовые деревья.
Король сам сажал, поливал, копал, полол, и каждое новое выросшее растение приносило ему огромную радость.
Но Недалеко от тех краев в тёмном замке поселился злой волшебник. Прослышал он про прекрасный дворец и решил погубить его. Он ненавидел, когда люди радовались. И вот однажды, когда король любовался своим великолепным садом, налетел ураган. Он рвал и метал, снося всё на своём пути. Король попытался спасти свои хрупкие растения, но ураган не унимался. И, наконец, потеряв последние силы, король упал на землю и заплакал.
А злой волшебник радовался слезам короля. Выполнив своё злое дело, он вернулся к себе в замок.
Когда король очнулся, то увидел вокруг себя голую пустыню. Кругом валялись сломанные деревья, цветы, кустарники — всё погибло.
Но одно семечко, подхваченное ураганом, случайно попало в замок к злому волшебнику. Найдя себе подходящее место, оно пустило корешок. Прошло ещё немного времени, и на поверхности земли появился росток с двумя листиками.
Увидев росток, волшебник хотел погубить его, но что-то заставило его остановиться. Шло время, росточек окреп, на нём появились листики. И вот однажды растение зацвело.
Злой волшебник очень изменился. Он ходил вокруг растения и наблюдал за ним. И вдруг вспомнил про короля. «Какую боль я причинил бедному королю! Ведь в растениях вся его жизнь,— подумал волшебник. — Нельзя не радоваться, когда смотришь, как они растут, борются за свою жизнь».
Он схватил свою волшебную палочку и сказал: «Пусть вся земля будет усыпана цветами и растениями, пусть из семени растёт корешок, появляются росточек, листики, цветы, плоды. И это должно повторяться бесконечно!»
И снова у короля и на всей земле зацвели прекрасные сады.
— Как вы думаете, почему в конце сказки злой волшебник изменился? Вспомните, как росло единственное выжившее после урагана растение. Что с ним происходило?
Дети обсуждают порядок развития растения и выстраивают его у доски на динамическом пособии «Развитие растения из семени».
— Проверим, правильно ли вы всё запомнили. Поможет нам в этом фильм.
Учитель показывает сюжет «Развитие растения из семени».
— Какое растение вы увидели в сюжете? Как оно росло? Правильно ли расположены этапы развития растения на нашей динамической таблице?
Эти пять этапов постоянно сменяют друг друга. Из каждого семени может вырасти новое растение. Вы видели стручки гороха. В них — несколько семян. Для чего растению так много семян?
Действительно, не из всех семян могут вырасти растения. Почему? Послушайте ещё одну сказку. Она поможет найти ответ на этот вопрос.
Учитель включает запись сказки «Пятеро из одного стручка».
— О чём была сказка? Сколько было горошин? Сколько из пяти горошин проросло? Что случилось с остальными горошинами? (Склевали птицы, попали в воду и разбухли.)
Не все семена выживают, поэтому у растения их много. Хоть несколько из них обязательно дадут жизнь новому растению!
Для того чтобы растение росло, нужны определённые условия. Какие? Рассмотрите рисунки на странице 71 в вашем учебнике.
Мы уже знакомы с комнатными растениями. Кто из вас может назвать растения, изображённые на рисунках? Какие условия им нужны, чтобы расти, цвести и радовать нас? Прочитайте вопросы около рисунков.
Свет необходим для жизни всем растениям, поэтому комнатные растения мы располагаем на подоконниках.
Также растениям нужна вода. Чтобы она лучше проходила к их корням, почву надо рыхлить. Посмотрите, как это правильно делается.
Учитель показывает, как надо рыхлить и поливать цветы.
— Что делает девочка на рисунке? Для чего она протирает листья?
Пыль, если её не смывать, мешает растению дышать. Поэтому листья растения регулярно протираются.
Учитель показывает на нескольких растениях, как смывается пыль с листьев растений.
— Что произошло с растением на рисунке 4? Почему?
Открывая окна, чтобы проветрить квартиру, цветы надо убрать с подоконника. Мы помним, что комнатные растения попали к нам из жарких стран. Холодный воздух может для них быть смертельным.
Сделайте вывод: что необходимо для жизни растениям? Сравните ваш вывод с тем, что сделала Мудрая Черепаха.
Практическая работа
Задание 1
— Как из зёрнышка будет вырастать колосок? Вырежьте из Приложения (с. 65) картинки и расположите их в окошке задания 1 (с. 48) рабочей тетради. С соседом по парте проверьте работы друг друга. Если вы справились с заданием верно, то можете наклеить картинки.
Задание 2
Ученики выполняют работу, предложенную в заданиях 2, 3 рабочей тетради.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Сегодня на уроке мы говорили о том, как живут растения. Какое растение изображено на странице 70?
Дуб — дерево, которое может прожить несколько сотен лет. А сколько лет могут прожить другие растения? Об этом вы можете узнать дома из дополнительной литературы или Интернета. Если вы сможете найти такие данные, то занесите их в таблицу на странице 49 вашей тетради.
Из чего дуб появляется на свет?
Учитель показывает семена дуба.
— Вот из таких маленьких желудей на свет появляется могучее дерево. Жёлуди — плоды дуба. Внутри каждого жёлудя — семя. Рассмотрите рисунок в учебнике и расскажите о том, как растёт и развивается дуб.
Почему одно из молодых деревьев засохло? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?
Когда вы играете на улице, помните: сломанная ветка причиняет боль живому растению. Прочитайте слова Черепахи в нижней части страницы.
Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.