Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки
Что такое Родина?
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Первоклассники расширят представления о стране и городе (селе), в котором они живут.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: физическая карта России, интерактивная доска, презентация (картины природы, городов, людей разных профессий); видеоаппаратура, фрагмент кинофильма о жизни на Дальнем Востоке; магнитофон, аудиозапись гимна России, песни «Москва! Звонят колокола».
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Назовите учебник, с которым мы начали работать. Какие герои будут путешествовать с нами по его страницам? Что мы учились делать на прошлом уроке? Какие слова нам в этом помогали?
2. Мотивация учебной деятельности
— Откройте страницу 9 в учебнике. Прочитайте название раздела, с которым мы начинаем работать. (Что и кто?) Учитель рассказывает детям, чему они будут учиться, изучая этот раздел.
— Сегодня на уроке мы отправимся в воображаемое путешествие по нашей стране. Прочитайте тему урока на странице 10 в учебнике. (Что такое Родина?)
Прочитайте, что мы сегодня узнаем и чему научимся. (Подумаем и обсудим, что такое Родина и почему она так дорога каждому из нас.)
3. Работа по теме урока
— Как называется наша страна? Что вы о ней знаете?
Россия — самая большая в мире страна. Москва — столица нашего государства (учитель показывает на карте). Она входит в число крупнейших городов мира. В России много всего самого- самого.
У нас в стране самые большие и многоводные реки — Обь, Енисей, Волга, Амур, Лена (учитель показывает на карте). Если говорить об озёрах, то у нас в стране находятся и самое большое — Каспийское море, и самое глубокое — Байкал. Лес России составляет четверть всех лесных запасов планеты.
Путешествовать по стране мы начнем с Крайнего Севера. Найдите на рисунке его хозяина — белого медведя.
Северный Ледовитый океан вместе с островами в нём (учитель показывает на карте) называется Крайним Севером, или Арктикой. «Арктос»— страна белых медведей, а созвездие над ней назвали созвездием Большой Медведицы.
Найдите у себя на рисунке Крайний Север.
Медведя от суровых морозов спасает толстая шкура и слой жира под ней. Ещё один коренной житель Арктики — северный олень. На рисунке вы видите человека, который едет на упряжке оленей. Такая упряжка называется — нарты (учитель демонстрирует слайд). Во что одет человек? Одежду на Крайнем Севере люди шьют из оленьих шкур. Из этих же шкур люди делают себе жилье — чумы.
Несмотря на суровые условия, в Арктике живут и работают люди. Они ловят рыбу, добывают полезные ископаемые, изучают жизнь океана.
Поедем на упряжке и окажемся на Дальнем Востоке (учитель показывает на карте).
Чем заняты люди, живущие на Дальнем Востоке? Основное занятие на этой территории — ловля рыбы.
Учитель демонстрирует фрагмент кинофильма о добыче крабов на Дальнем Востоке.
— На рисунке в учебнике вы видите порт. Портовые краны разгружают и загружают суда, которые плывут в разные уголки нашей страны. На одном из таких судов мы отправимся дальше.
Мы с вами попадаем в тайгу. В переводе с якутского «тайга» означает «лес». Тайгой учёные называют хвойные леса. Какие деревья здесь растут?
В России таёжная зона занимает огромное пространство (учитель показывает на карте). В тайге хранятся огромные богатства. Главное из них — лес. Другое богатство — пушнина. На рисунке у вас в учебнике изображён охотник с собакой. На какого пушного зверя он может здесь охотиться?
Учитель показывает слайды с изображением белки, соболя, норки, выдры.
— Тайга даёт людям кедровые орехи, лекарственные растения, ягоды и грибы. Недра таёжной зоны богаты алмазами и золотом, нефтью и газом, ценными минералами и рудами. Поэтому рядом с охотником в учебнике изображено нефтехранилище.
Двигаясь дальше, вы можете увидеть много разных рек, полей, лесов, деревень и городов. Самый большой из них — Москва.
Учитель включает песню в исполнении Олега Газманова «Москва! Звонят колокола». На фоне этой песни показываются слайды с видами известных памятников и сооружений Москвы.
— В Москве много предприятий, научных центров, учебных заведений, музеев, театров, спортивных сооружений. Знаменит её Кремль, в котором работают президент России и правительство.
В России есть много красивых городов: больших и малых. Один из крупнейших — Санкт-Петербург. Когда-то этот город был столицей России. Сейчас эту северную столицу называют городом-музеем.
Учитель показывает слайды с видами известных памятников и сооружений Санкт-Петербурга.
— Каждый город красив по-своему. Даже очень маленький город — самый лучший и самый любимый для тех, кто в нём живёт.
Что вы можете рассказать о своём городе (селе)? Какие памятные места города (села) вам известны? Куда бы вы отвели или отвезли гостя, приехавшего к вам? Что бы показали?
Подумайте, что вы можете назвать своей малой родиной. Расскажите о своей малой родине соседу по парте. Дома нарисуйте свой город (село) на странице 4 рабочей тетради.
Мы с вами побывали в разных уголках нашей страны. Большая она? Как она называется?
Слово федерация говорит о том, что в государстве объединено много республик, краёв и областей. В них живут люди разных национальностей: русские, татары, евреи, коми, марийцы, башкиры, карелы, удмурты, буряты, аварцы, осетины, чеченцы, чукчи, якуты, ненцы и другие.
У России, как у каждого государства, есть символы — флаг, герб и гимн.
Флаги большинства стран составлены из цветных полос одинаковой или разной ширины. Синий, белый и красный — самые распространённые цвета государственных флагов. Рассмотрите изображение флага России в учебнике. В каком порядке расположены полосы на флаге нашего государства?
Белый цвет — берёзка.
Синий — неба цвет.
Красная полоска —
Солнечный рассвет.
(В. Степанов)
Раскрасьте флаг России на странице 4 рабочей тетради.
Дети выполняют задание.
— Трёхцветный флаг России учреждён первым российским императором — Петром I.
Каждый, кто любит свою страну, с уважением относится и к её флагу.
Слово герб пришло из немецкого языка и обозначает — наследство. Фигуры и предметы, изображенные на гербе, в условной форме выражают исторические традиции государства. Гербы найдены на монетах, медалях и печатях государств, существовавших несколько тысяч лет назад. России герб перешёл от Византийской империи. Рассмотрите его изображение в учебнике. На гербе изображен двуглавый орёл — символ могущества государства — со знаками власти в когтистых лапах.
У России величавой
На гербе орёл двуглавый.
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он — России дух свободный.
(В. Степанов)
Слово гимн образовано от греческого «гимнос»— восхваление, торжественная песня. Государственный гимн исполняется в особо торжественных случаях: при вручении наград, на встречах с послами других стран. Его слушают стоя.
Послушайте исполнение гимна.
Учитель включает запись.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Как называется наша страна и её столица? Какие народы живут в России? Как выглядят флаг и герб России? Что такое для каждого из нас Родина? Почему она дорога для каждого из нас? Какие цели мы ставили вначале урока? Какие достигли?
Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске и показывают оценку.
Учитель читает стихотворение В. Степанова «Песня».
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.