Задавайте вопросы

Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки

Задавайте вопросы

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

• Первоклассники научатся работать с учебником, другими пособиями и вопросительными словами; научатся задавать вопросы.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: учебник, рабочая тетрадь, атлас- определитель «От земли до неба», рисунки муравья и черепахи, иллюстрация бабочки, карточки с изображением различных предметов для каждого ученика.

ХОД УРОКА

1. Мотивация учебной деятельности

— Здравствуйте, откройте учебник на странице 3 и послушайте тему урока.

Что же мы хотим узнать на сегодня на уроке?


2. Работа по теме урока

— Ребята, вспомните, какие предметы уже вписаны в наше расписание уроков? (Математика, письмо, обучение грамоте.)

Молодцы! Сегодня мы добавим в расписание название ещё одного предмета. Переверните книги, которые лежат у вас на партах обложками вверх. Кто может прочитать название? (Окружающий мир.)

Так называется ещё один учебный предмет, который мы будем изучать в первом классе.

Учитель вписывает название предмета в школьное расписание занятий класса.

— Когда я произношу слово «математика», вы понимаете, что мы будем учиться считать. Когда вы слышите слово «письмо», то готовитесь к уроку, на котором будете учиться писать. А что мы будем делать на уроках предмета «Окружающий мир»? (Знакомиться с тем, что нас окружает.)

Правильно. Познакомиться с окружающим нас миром вам помогут несколько учебных пособий. В первую очередь — учебник, который перед вами, и рабочая тетрадь к нему. А ещё нам понадобится книга — атлас-определитель «От земли до неба». В атласе собраны рисунки и карты, а определитель помогает определять названия окружающих нас предметов. Наш атлас-определитель скажет, как кого зовут, и сообщит то, что в первую очередь надо знать об этом существе или предмете.

Дети рассматривают пособия.

— Как пользоваться атласом-определителем? Есть два варианта действий. Если вам известно название предмета, то вы ищете информацию о нём по оглавлению в начале нужного раздела. Если вы не знаете названия, то просто листаете страницы раздела, пока не увидите рисунок с изображением необходимого предмета. Под рисунком будет дано название. На соседней странице можно прочитать описание этого предмета.

Давайте потренируемся. Посмотрите на рисунок на обложке учебника. Кто знает название насекомого, изображенного здесь?

В нашем атласе-определителе пять разделов. Это разделы «Камни», «Растения», «Грибы», «Животные», «Звёзды». Какой раздел нам нужен сейчас. (Животные.)

Откройте атласы на странице, заложенной закладкой. Прочитайте название раздела.

Это большой раздел. Животные в нём расположены группами. Я буду читать вам названия групп, а вы попробуйте определить необходимую нам группу.

Учитель читает оглавление раздела, дети приходят к выводу, что животное надо искать среди насекомых.

— Откройте страницу 128.

Учитель показывает, как она выглядит.

— Начиная с этой страницы, рассматривайте иллюстрации и ищите насекомое, изображённое на обложке нашего учебника.

Дети находят насекомое на странице 137.

— Как это насекомое называется? (Дневной павлиний глаз.)

Молодцы! На странице 137 есть небольшое описание этой бабочки.

Прочитаем его.

Текст читает учитель или ученик, умеющий хорошо читать.

— Вот мы и смогли воспользоваться нашим атласом-определителем. Если бы мы сразу знали название бабочки, работать было бы легче. Открыв алфавитный указатель животных на страницах 204-206, мы бы быстро узнали, что информация о дневном павлиньем глазе находится на странице 137.

Если мы умеем пользоваться различными справочниками, то можем найти огромное количество информации об окружающем нас мире.

Откройте учебники на странице 3. Прочитайте заголовок в жёлтой рамке. (Задавайте вопросы.)

В каких случаях вы задаете вопросы? (Когда хотим что-то узнать.)

Интересуясь чем-то, задавая вопросы, можно узнать много нового об окружающем мире. Но задавать вопросы тоже надо уметь. В этом нам помогают вопросительные слова. Прочитайте их в правой части страницы.

Сейчас мы будем тренироваться задавать вопросы о предметах, изображённых в учебнике. Какой предмет находится в левом верхнем углу? (Глобус.)

Какие вопросы о глобусе вы можете задать? (Что это такое? Где стоит глобус? Зачем нужен глобус?)

Аналогично проводится работа со всеми словами.

— С каких слов начинаются все ваши вопросы? (С вопросительных.)

Правильно. А теперь возьмите в руки рисунки, лежащие у вас на партах. К этим рисункам надо составить вопросы и задать их соседу по парте. Сосед должен ответить на ваши вопросы и задать вам свои.

Дети работают в парах. Несколько человек задают свои вопросы всему классу и называют в них вопросительные слова.

— Молодцы, вы задали много вопросов, правильно составляли предложения. А как же мы будем находить ответы на наши вопросы? Узнаем об этом.

Дети читают текст на странице 4.

— Но не только вы очень любознательные. Вместе с вами путешествовать и узнавать новое будет ещё один персонаж.

Учитель читает текст на странице 5.

— Как зовут героев, изображённых в учебнике? Что вы о них узнали?

Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха будут с вами на каждом уроке. Вместе с ними мы будем перелистывать страницы учебных пособий, в которых найдём ответы на наши вопросы. Какие же книги будут нашими помощниками?

Ученики рассматривают изображения пособий на странице 6-7.

— Со всеми этими пособиями мы подробно познакомимся на следующих уроках, а сегодня рассмотрим страницы учебника.

Учитель знакомит первоклассников с условными знаками, которые изображены на странице 8, объясняет, как они будут ориентироваться в книге с помощью этих знаков.


3. Рефлексия учебной деятельности

— Какой предмет мы будем изучать? Какие пособия для этого нужны? Как зовут героев, которые будут вместе с нами знакомиться с окружающим миром? Что мы учились составлять? Какие слова нам в этом помогали? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?






Для любых предложений по сайту: [email protected]