Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки
Задавайте вопросы
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
• Первоклассники научатся работать с учебником, другими пособиями и вопросительными словами; научатся задавать вопросы.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: учебник, рабочая тетрадь, атлас- определитель «От земли до неба», рисунки муравья и черепахи, иллюстрация бабочки, карточки с изображением различных предметов для каждого ученика.
ХОД УРОКА
1. Мотивация учебной деятельности
— Здравствуйте, откройте учебник на странице 3 и послушайте тему урока.
Что же мы хотим узнать на сегодня на уроке?
2. Работа по теме урока
— Ребята, вспомните, какие предметы уже вписаны в наше расписание уроков? (Математика, письмо, обучение грамоте.)
Молодцы! Сегодня мы добавим в расписание название ещё одного предмета. Переверните книги, которые лежат у вас на партах обложками вверх. Кто может прочитать название? (Окружающий мир.)
Так называется ещё один учебный предмет, который мы будем изучать в первом классе.
Учитель вписывает название предмета в школьное расписание занятий класса.
— Когда я произношу слово «математика», вы понимаете, что мы будем учиться считать. Когда вы слышите слово «письмо», то готовитесь к уроку, на котором будете учиться писать. А что мы будем делать на уроках предмета «Окружающий мир»? (Знакомиться с тем, что нас окружает.)
Правильно. Познакомиться с окружающим нас миром вам помогут несколько учебных пособий. В первую очередь — учебник, который перед вами, и рабочая тетрадь к нему. А ещё нам понадобится книга — атлас-определитель «От земли до неба». В атласе собраны рисунки и карты, а определитель помогает определять названия окружающих нас предметов. Наш атлас-определитель скажет, как кого зовут, и сообщит то, что в первую очередь надо знать об этом существе или предмете.
Дети рассматривают пособия.
— Как пользоваться атласом-определителем? Есть два варианта действий. Если вам известно название предмета, то вы ищете информацию о нём по оглавлению в начале нужного раздела. Если вы не знаете названия, то просто листаете страницы раздела, пока не увидите рисунок с изображением необходимого предмета. Под рисунком будет дано название. На соседней странице можно прочитать описание этого предмета.
Давайте потренируемся. Посмотрите на рисунок на обложке учебника. Кто знает название насекомого, изображенного здесь?
В нашем атласе-определителе пять разделов. Это разделы «Камни», «Растения», «Грибы», «Животные», «Звёзды». Какой раздел нам нужен сейчас. (Животные.)
Откройте атласы на странице, заложенной закладкой. Прочитайте название раздела.
Это большой раздел. Животные в нём расположены группами. Я буду читать вам названия групп, а вы попробуйте определить необходимую нам группу.
Учитель читает оглавление раздела, дети приходят к выводу, что животное надо искать среди насекомых.
— Откройте страницу 128.
Учитель показывает, как она выглядит.
— Начиная с этой страницы, рассматривайте иллюстрации и ищите насекомое, изображённое на обложке нашего учебника.
Дети находят насекомое на странице 137.
— Как это насекомое называется? (Дневной павлиний глаз.)
Молодцы! На странице 137 есть небольшое описание этой бабочки.
Прочитаем его.
Текст читает учитель или ученик, умеющий хорошо читать.
— Вот мы и смогли воспользоваться нашим атласом-определителем. Если бы мы сразу знали название бабочки, работать было бы легче. Открыв алфавитный указатель животных на страницах 204-206, мы бы быстро узнали, что информация о дневном павлиньем глазе находится на странице 137.
Если мы умеем пользоваться различными справочниками, то можем найти огромное количество информации об окружающем нас мире.
Откройте учебники на странице 3. Прочитайте заголовок в жёлтой рамке. (Задавайте вопросы.)
В каких случаях вы задаете вопросы? (Когда хотим что-то узнать.)
Интересуясь чем-то, задавая вопросы, можно узнать много нового об окружающем мире. Но задавать вопросы тоже надо уметь. В этом нам помогают вопросительные слова. Прочитайте их в правой части страницы.
Сейчас мы будем тренироваться задавать вопросы о предметах, изображённых в учебнике. Какой предмет находится в левом верхнем углу? (Глобус.)
Какие вопросы о глобусе вы можете задать? (Что это такое? Где стоит глобус? Зачем нужен глобус?)
Аналогично проводится работа со всеми словами.
— С каких слов начинаются все ваши вопросы? (С вопросительных.)
Правильно. А теперь возьмите в руки рисунки, лежащие у вас на партах. К этим рисункам надо составить вопросы и задать их соседу по парте. Сосед должен ответить на ваши вопросы и задать вам свои.
Дети работают в парах. Несколько человек задают свои вопросы всему классу и называют в них вопросительные слова.
— Молодцы, вы задали много вопросов, правильно составляли предложения. А как же мы будем находить ответы на наши вопросы? Узнаем об этом.
Дети читают текст на странице 4.
— Но не только вы очень любознательные. Вместе с вами путешествовать и узнавать новое будет ещё один персонаж.
Учитель читает текст на странице 5.
— Как зовут героев, изображённых в учебнике? Что вы о них узнали?
Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха будут с вами на каждом уроке. Вместе с ними мы будем перелистывать страницы учебных пособий, в которых найдём ответы на наши вопросы. Какие же книги будут нашими помощниками?
Ученики рассматривают изображения пособий на странице 6-7.
— Со всеми этими пособиями мы подробно познакомимся на следующих уроках, а сегодня рассмотрим страницы учебника.
Учитель знакомит первоклассников с условными знаками, которые изображены на странице 8, объясняет, как они будут ориентироваться в книге с помощью этих знаков.
3. Рефлексия учебной деятельности
— Какой предмет мы будем изучать? Какие пособия для этого нужны? Как зовут героев, которые будут вместе с нами знакомиться с окружающим миром? Что мы учились составлять? Какие слова нам в этом помогали? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?