Откуда берутся шоколад, изюм и мёд?

Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки

Откуда берутся шоколад, изюм и мёд?

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники познакомятся с природным происхождением и производством шоколада, изюма и мёда.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: образцы шоколада, мёда, изюма, винограда, рисунки с изображениями шоколадного дерева, винограда, пчёл; видеоаппаратура, мультфильм «Винни-Пух и все-все-все», фильм «Пчелиные истории» (кассета «Природоведение 1»), интерактивная доска, презентация (слайды с изображением птиц).

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Назовите птиц, которые зимуют в ваших краях.

Учитель показывает слайдовую презентацию.

— Какие из этих птиц живут у нас постоянно? Какие перекочевывают только на зиму?

Какие угощения для птиц вы положили в свои кормушки? Почему птиц зимой надо подкармливать?


2. Мотивация учебной деятельности

Учитель включает фрагмент мультфильма о Винни-Пухе, в котором звучит песенка про мёд.

— Медвежонок считает, что лучший подарок— мёд, потому что он вкусный и сладкий. Какие сладкие продукты любите вы?

Вы много что назвали, но чаще всего звучали слова «конфеты» и «шоколад».

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, откуда берутся некоторые сладости. Прочитайте тему урока. (Откуда берутся шоколад, изюм и мёд?)


3. Работа по теме урока

— Раз уж мы начали разговор с того, что Винни-Пух любит мёд, выясним, откуда он берётся. Даже Винни-Пух знает, что мёд берут из пчелиных ульев. В ульях его делают пчёлы.

Раньше люди брали мёд у лесных пчёл. Со временем этих насекомых «приручили». Стали ставить пасеки — пчеловодческие хозяйства с ульями, хозяйственными постройками и специальным инвентарем. Рассмотрите изображение пасеки на странице 77 учебника. Пасеку обычно располагают на сухом месте, хорошо защищённом от ветра невысокими деревьями и кустарниками. Пчёл разводят для получения мёда, воска, пчелиного яда.

Пчёлы живут большими семьями и делают много мёда. Зачем им столько мёда? Посмотрите небольшой сюжет об этих трудолюбивых насекомых, а потом ответите на этот вопрос.

Учитель показывает детям фрагменты из фильма «Пчелиные истории».

— Из чего пчёлы делают мёд? Для чего пчёлам мёд?

Мёд — это зимняя еда пчёл. Ведь зимой они не спят, а растения в это время не цветут. Трудятся пчёлы всё лето, да так, что запасов получается гораздо больше, чем им надо: хватает и им самим, и человеку. В улье, в сотах, находятся личинки — будущие пчёлы. Взрослые пчёлы кормят их мёдом и цветочной пыльцой.

Одинаковый ли мёд? Посмотрите на баночки, в которых находится мёд. Чем он отличается?

Сразу видно, что у него разный цвет. Попробуйте мёд на вкус. Что вы можете сказать о вкусе мёда? Почему разный цвет и вкус мёда?

Пчёлы собирали его с разных растений. В первой баночке — липовый мёд, во второй — гречишный. Полезные качества мёда тоже будут разными. Врачи говорят, что если зимой съедать на ночь по чайной ложке мёда, болеть человек будет гораздо меньше.

Но мёд можно не только есть в чистом виде, его добавляют во многие кондитерские изделия. Рассмотрите рисунки в нижней части учебника. Вспомните, когда ваши мамы готовят что-нибудь вкусное, добавляют ли они в свой продукт мёд?

Рассмотрите рисунок в левом углу страницы 76. Что делает Муравей?

Бывают ли на свете деревья, на которых растёт шоколад?

Конечно, так, как это нарисовано в учебнике, шоколад на деревьях не растёт. Но существуют шоколадные деревья.

Учитель для рассказа об этом дереве может воспользоваться книгой Я. Марголина «Где у растения дом?» (рассказ «Шоколадник — источник божественного напитка».)


«В один из дней 1657 года достопочтенный житель Лондона — сэр Пепис, весьма довольный, записал в своем дневнике: «Ходил в кофейню пить джоколатт, очень вкусно».

Надо полагать, сэр Пепис был человеком состоятельным, потому что в противном случае новомодный тогда в Европе «джоколатт» был бы ему не по карману. Сэр Пепис, конечно, не знал, что столетия за полтора до него завоеватель Мексики — жестокий Фердинандо Кортес первым из европейцев отведал любимый напиток мексиканских индейцев — «чокоатль», что в переводе с языка ацтеков значило «горькая вода». Воинственный испанец тут же отписал своему королю: «Одна чашка этого ценного напитка достаточна, чтобы поддерживать человека совершенно бодрым в течение целого дня в походе».

Индейцы приготовляли «горькую воду» из каких-то древесных плодов, которые они называли «какахуатль». Привезённые в Европу труднопроизносимые слова «чокоатль» и «какахуатль» превратились соответственно в «шоколад» и «какао», а предметы, которые они обозначали, быстро пришлись всем по вкусу. Они оказались...

Впрочем, зачем я буду тебе, мой искушённый спутник, рассказывать, как хороши какао и шоколад, — ты это знаешь из собственного опыта не хуже меня и, уж конечно, значительно лучше мистера Пеписа.

Однако вряд ли тебе известно, что шоколад, прежде чем стать твёрдой шоколадкой в нарядной обёртке, был порошком какао, а сам этот порошок был получен растиранием зёрен тропического дерева шоколадника.

В науке дерево это носит торжественное название «теоброма какао», что в переводе с языка индейцев значит «божественный напиток какао».

Теоброма — дочь влажных тропических лесов Амазонки. Это небольшое дерево, не выше 8 метров, по-своему приспособлено к жизни в царстве постоянного полумрака. Оно тенелюбиво и выиграло здесь борьбу за существование именно тем, что проиграло борьбу за свет. Шоколадник раскидывает свою красивую небольшую крону в нижних, сильно затенённых ярусах. Там мало солнца, но зато с наибольшим постоянством сохраняется высокая температура и обильная влажность. Большие листья шоколадника способны и здесь улавливать достаточно солнечных лучей, а избыток воды выделять через свои поры-устьица. Сверкающими бусинками влага легко скатывается с их глянцевой поверхности ещё и благодаря специальному заострённому лоточку на конце листа.

Но есть у этого дерева любопытная особенность, присущая лишь немногим тропическим растениям: плоды его растут не на концах ветвей, как, например, яблоки, груши или апельсины, а сидят прямо на сером шероховатом стволе. Словно кто-то приколотил эти оранжево-жёлтые ребристые «огурцы» к дереву гвоздиками. В «огурцах» под защитой мясистой оболочки ровными рядами лежат плоские красноватые или коричневатые семена. Они и есть так называемые бобы какао — твоя будущая шоколадка.

Так как любителей шоколада и какао на белом свете оказалось великое множество, шоколадник теперь разводят специально на огромных плантациях почти по всему тропическому поясу Земли, но больше всего в Западной Африке. Немного плодов какао удаётся выращивать и у нас в стране, но пока только под стеклянной крышей, в оранжереях.


— Прочитайте о шоколадных деревьях на странице 76.

Как правильно называются деревья? Как называются их семена?

Рассмотрите изображение дерева какао. Где у него распустились цветы?

На месте этих цветов появляются плоды, внутри которых много семян — какао-бобов. Какого они цвета?

Плоды шоколадного дерева собирают и сушат. После сушки они темнеют. Эти семена перерабатывают, превращают в порошок. На фабриках из этого порошка делают шоколадные изделия.

Рассмотрите нижний рисунок. Что сделали из шоколадного порошка?

Порошок один и тот же, а шоколадок продаётся много разных видов. Почему?

Прочитаем состав шоколадных плиток. Что используется при изготовлении этого лакомства? Что могут добавлять, чтобы шоколадки стали ещё вкуснее?


Опыты

— Проведём опыт. Для урока родители купили нам шоколадки трёх сортов. Я сняла с них обёртки и разделила на дольки. Сейчас вы попробуете дольки разных шоколадок и определите, что в них добавлено.

Что вы можете сказать о составе шоколада? (В одни шоколадки добавлен изюм, в другие — вафельная крошка, в третьи — орехи.)

Проверим ваши ответы.

Учитель показывает обёртки шоколадок.

— В некоторые шоколадки добавляют изюм. Что это такое и откуда он берётся?

Изюм — это сушёный виноград. Виноград — одно из самых древних растений на нашей планете. Это многолетняя ветвистая лиана. Вы можете увидеть изображение лозы винограда на странице 77. На молодых побегах виноградной лозы каждую весну образуются соцветия из множества маленьких зелёных цветочков. Их называют кистями или гроздьями. Из цветков получаются ягоды.

Учитель показывает кисти винограда.

— Сладкие и ароматные ягоды винограда окрашены в разные цвета. Это зависит от сорта винограда. Ягоды винограда едят свежими. Из них готовят изюм, сок, вино.

Как из ягод винограда делают изюм? Прочитаем об этом в учебнике на странице 77.

Куда ещё, кроме шоколадок, добавляют изюм?


4. Рефлексия учебной деятельности

— Сегодня на уроке мы говорили об очень вкусных и полезных вещах. Вспомним и расскажем о том, как они оказываются у нас в домах.

Как называется дерево, благодаря которому мы едим шоколад? На какой части дерева вырастают плоды?

Рассмотрите нижний рисунок на странице 77. Как называются ячейки, в которых хранится мёд? Где человек использует мёд?

Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.

— Мы не будем делать изюм из того винограда, который принесли в класс. Мы его помоем и съедим на перемене. Пожелаем друг другу приятного аппетита!






Для любых предложений по сайту: [email protected]