Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки
Откуда берётся и куда девается мусор?
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Первоклассники познакомятся с правилами утилизации мусора.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: бумажные, стеклянные, пластмассовые и металлические упаковки из-под мусора, магнитофон, аудиозапись разговора Сороки и Лесовичка; книга «Великан на поляне» (авт. А. А. Плешаков, А. А. Румянцев); динамическое пособие «Лесная поляна», рисунок Злючки-Грязючки.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Расскажите, откуда к нам на стол попадают шоколад, изюм и мёд? Какой из перечисленных продуктов самый полезный? А самый вкусный? Как вы дома используете эти продукты?
2. Мотивация учебной деятельности
Учитель включает запись диалога Сороки и Лесовичка и прикрепляет на доску динамическое пособие «Лесная поляна».
Сорока. Здравствуй, Лесовичок! Что ты сегодня такой хмурый? Лесовичок. А чего мне радоваться?
Сорока. Посмотри, какой сегодня солнечный и тёплый день!
Лвсовичок. Ты вверх смотришь, Сорока, а ты вниз посмотри. Настроение у тебя сразу испортится.
Сорока. Что это у тебя тут творится? На этой поляне всегда был порядок, а теперь столько грязи и мусора. Откуда это всё здесь появилось? Куда же ты весь этот мусор денешь?
— Что ж, ребята, Сорока задала нам два вопроса, на которые нам предстоит ответить. Что это за вопросы? Прочитайте их на странице 78 учебника.
3. Работа по теме урока
— Рассмотрите изображение лесной поляны. Какой мусор вы здесь видите?
На листе ватмана изображение поляны, на которой пустые бутылки, консервные банки, бумажные обёртки, пластиковые упаковки, полиэтиленовые пакеты.
Как весь этот мусор оказался в лесу? Люди специально его туда принесли и бросили?
Нет, люди пришли в лес отдохнуть, полюбоваться на природу, поиграть с детьми на поляне. Они поели и выбросили весь этот мусор в лесу. Смогут ли другие люди прийти на эту поляну отдохнуть? Как же быть? Послушайте, как поступили герои одного рассказа.
Учитель читает текст «Свой мусор — всегда с собой» (Книга «Великан на поляне», страницы 139-142).
— Что надо сделать, чтобы после вашего ухода из леса природа не страдала?
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, сколько, мусора собирается каждый день в ваших семьях? Рассмотрите изображение продуктов, которые мы покупаем (с. 78). Все они имеют упаковку, которую мы не съедаем. Куда девается мусор из наших вёдер? Проследим его путь.
Дети восстанавливают цепочку: ведро — мусоропровод — контейнер — мусоровоз.
— Куда должна ехать машина с мусором? Предлагается три варианта: к берегу реки, на свалку, на завод по переработке мусора (с. 79). Какой вариант вам больше всего нравится?
Самый хороший вариант — завод по переработке мусора. Но, к сожалению, они есть не везде, поэтому чаще всего мусор вывозят на свалки.
Где организуют свалки?
Оборудованная свалка представляет собой специально огороженное место для отходов. Свалка должна располагаться на значительном расстоянии от городов и посёлков, в таком месте, чтобы ветер не приносил к жилью человека неприятный запах. Это место не должно располагаться вблизи водоёмов и заповедников. Площадь такой свалки должна быть достаточной для размещения мусора в течение длительного времени. Свалку обносят ограждением и прокладывают к ней дорогу.
Почему никому из вас не нравится вывоз мусора на берег реки? Ведь его можно сбросить в реку, вода унесёт его и ничего не останется. Конечно, после такой «уборки» в реке погибнет много живых существ, живущих в воде.
А что происходит с мусором на свалке?
Доставленный на свалку мусор не сваливают в кучу. Бытовой мусор разравнивают, уплотняют и укрывают слоями строительного мусора. Со временем такой мусорный склад становится похож на слоёный пирог.
Кого можно встретить на свалке? Посмотрите на нижний рисунок на странице 78.
Это знакомая нам Злючка-Грязючка. Прочитайте, что она говорит.
Чем больше грязи, тем больше таких Грязючек появится.
Хотим ли мы, чтобы на нашей лесной поляне поселилась Злючка-Грязючка? Что надо сделать, чтобы её здесь не оказалось?
Давайте наведём порядок. Что-то можно закопать в лесу, а что-то обязательно отнести в специальный мусорный контейнер. Для того чтобы все сделать правильно, послушайте некоторые данные.
Мусор содержит вредные для здоровья человека и окружающей среды вещества. Наиболее опасным является стекло, особенно битое. Оно ничем не растворяется и может пролежать в земле сотни лет.
Опасными являются некоторые виды пластмасс. Пластмассовые бутылки вообще не разлагаются. Металлические банки могут разлагаться от 80 до 100 лет. От 10 до 20 лет будут разлагаться брошенные в лесу полиэтиленовые пакетики и резиновые вещи.
— Всё это надо уносить с собой и не оставлять в лесу.
Деревянные, картонные и бумажные предметы разлагаются быстро, но их лучше закапывать, чтобы они не портили внешний вид природы.
Пищевые отходы (шкурки, очистки, огрызки) даже полезны для природной среды, так как передают почве питательные вещества. Но их тоже не надо разбрасывать, а лучше закапывать.
Зная всё это, попробуем убрать мусор с нашей лесной поляны. Что надо убрать — снимите, а что можно оставить — накройте значком с изображением лопаты.
Несколько человек выходят к доске и выполняют задание у динамического пособия. Результат проверяется.
— Рассмотрите рисунок в рабочей тетради (с. 55 № 2). Зачеркните на нём всё, чего здесь не должно быть.
Осталась ли на поляне Злючка-Грязючка? Какой вывод мы с вами должны сделать?
Практическая работа
Задание 1
— В некоторых странах мусор, прежде чем выбросить, сортируют. Рассмотрите тот мусор, который мы принесли для нашего урока. На какие группы его можно разделить? (Бумага, пластмасса, полиэтилен, стекло.)
Для чего сортируют мусор? (Чтобы легче его перерабатывать или уничтожать.)
Предлагаю вам научиться сортировать мусор.
Ученики делятся на группы. Каждая группа будет зарисовывать или записывать результаты в таблицу рабочей тетради (с. 54 № 1).
Учитель показывает детям бытовой мусор, дети распределяют его на группы: «бумажные предметы мусора», «пластиковые предметы мусора», «стеклянные предметы мусора», «металлические предметы мусора».
Задание 2
— Попробуйте распределить вещи по скорости их разложения в природе. Проведите стрелки от названий вещей к группе скорости разложения.
Учитель открывает на доске запись. Каждая группа получает аналогичную карточку.
Вещи |
Скорость разложения |
газета стекло консервная банка шкурка от колбасы картон полиэтиленовый пакет кожура от апельсина пластиковая бутылка |
быстро разложатся с почвой |
разложатся не скоро |
|
разлагаются очень долго или не разлагаются вообще |
Результат работы проверяется.
Задание 3
— Рассмотрите знак, который изготовили Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик (с. 55 № 3). О чём он нам говорит? Придумайте свой знак к этому правилу поведения в природе, зарисуйте его в тетради.
Представитель от каждой группы рассказывает о своём знаке.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Как сделать, чтобы мусора было меньше? Что зависит от нас с вами? Какие виды мусора сохраняются в природе дольше всего? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?
Рассмотрите рисунок с изображением Муравьёв. Придумайте сказочную историю по этому рисунку.
Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.