Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки
Когда учиться интересно?
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Первоклассники проанализируют условия для успешной учебы, благоприятного климата в классе.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: компьютер, интерактивная доска, энциклопедии и справочники, телевизор, магнитофон.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Если бы вам пришлось из снега получать воду, то в каком стакане была бы самая чистая вода: из снега, взятого на улице города; из снега, взятого на улице поселка; из снега, взятого в лесу? Почему вы так думаете?
Что загрязняет землю?
2. Мотивация учебной деятельности
— Мы с вами сегодня начинаем новый раздел. Прочитайте его название. С каких слов будут начинаться вопросы? Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел?
Сколько времени вы уже приходите в школу? Интересно ли вам здесь? А когда вам учиться интересно? Вот на этот вопрос нам предстоит ответить на уроке.
3. Работа по теме урока
— Первоклассникам надо было составить предложения со словом школа. Вот что у них получилось.
На доске:
Митя написал: «Вся школаа отмечала Новый год».
Коля написал: «Наша школа высокая и кирпичная» .
— Кто из ребят справился с заданием, а кто — нет? Докажите вашу точку зрения.
Заслушиваются все мнения.
— Правильно справились с заданием оба мальчика. У слова школа есть несколько значений. Митя говорил о школе, как о коллективе учеников, а Коля говорил о здании.
Попробуйте по аналогии составить предложения со словом класс.
Вспомните, как 1 сентября вы пришли в класс. Вот одно из стихотворений, которое могло звучать в тот день.
Каждый год звонок весёлый
Собирает вместе нас.
Здравствуй, осень! Здравствуй, школа!
Здравствуй, наш любимый класс!
(В. Степанов)
О каком классе говорит автор?
Я надеюсь, что класс, в котором вы находитесь, за эти полгода тоже стал для вас любимым. А что обязательно должно быть, чтобы вы с желанием шли в школу? Когда учиться интересно?
Рассмотрите рисунок на странице 4. Найдите на нём все предметы, благодаря которым процесс обучения становится интереснее. Какие из них есть у нас в классе? Пока ещё не во всех школах такое оборудование, как на рисунке. Но уже через несколько лет, придя в школу, ребята смогут всё это иметь.
Давайте подробно поговорим, как мы используем книги, магнитофон, телевизор, интерактивную доску, компьютеры для учёбы, для получения информации.
Рассматриваются только те предметы, которые есть в наличии в классе.
— Но только предметов, которые нас окружают, — мало. Если класс не дружный, если к вам там плохо относятся и обижают, то сколько бы компьютеров ни стояло в школе, желания туда идти не будет.
Рассмотрите фотографии класса на странице учебника (с. 5). Как вы думаете, как ребята учатся, как общаются друг с другом?
А как вы общаетесь друг с другом? В какие игры любите играть? Помогаете ли готовиться к урокам своим друзьям? К кому можете обратиться за помощью, если она вам необходима?
Чем вы занимаетесь на переменах? Как отдыхаете? Послушайте стихотворение.
Если в школе перемена,
Значит, драка непременно!
Вот Попов тузит Петрова,
Треплет Кошкин Комарова,
Комаров уже пищит –
Форма новая трещит!
А на новой перемене
Выдал я Попову Гене,
А Комар напал на Кошку
И поддал ему немножко.
Для того и перемены,
Чтобы в драках были смены!
(Римма Алдонина)
Что значат слова тузит и треплет? Узнал себя кто-нибудь в этом стихотворении? А что это за Комар и Кошка появились в конце стихотворения? Что такое клички? Послушайте стихотворение «Удивительные люди».
В третьем «В» вошло в привычку —
Очень странная она:
Отзываются на кличку —
Позабыли имена.
Скажешь Рябчикову: «Витя!» —
Он решит: других зовут...
Ну, а «Рябчик!» позовите —
Витя сразу тут как тут.
Помидоровой Татьяне
Скажешь: «Таня!» — тишина...
«Помидора!» — сразу станет
Вся внимание она.
Коля — Бантик,
Катя — Чудик,
Лена Струнова — Струна...
Удивительные люди:
Позабыли имена!
(В. Торопыгин)
Почему автор называет ребят удивительными людьми? Кто из вас хочет, чтобы к нему обращались, называя его по кличке? Почему вам это не нравится? Запомните, другим это тоже не нравится, так что не становитесь такими удивительными людьми, как в стихотворении. Не огорчайте друг друга.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Давайте вернёмся к вопросу, прозвучавшему в начале урока: когда учиться интересно? Какие выводы мы с вами можем сделать? Сравним их с выводами Мудрой Черепахи. Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?
Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.
Учитель объясняет первоклассникам, как надо готовиться к проекту «Мой класс и моя школа».