Когда придёт суббота?

Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки

Когда придёт суббота?

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники познакомятся с днями недели и их последовательностью, научатся различать прошлое, настоящее и будущее.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: карточки с понятиями; интерактивная доска, презентация (слайды с изображениями людей в старинной и современной одежде, старых и современных городов, автомобилей, картины Васнецова «Богатыри»), календари, цветные карандаши.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Опишите свой класс.

Заслушиваются описания коллектива и помещения.

— Почему ребята описывали разные вещи? Какие значения слова класс вы знаете? В какие моменты урока вам бывает интересно? Какие учебные предметы для вас наиболее интересны?


2. Мотивация учебной деятельности

— Мудрая Черепаха пригласила в субботу Муравья Вопросика к себе в гости. Но Муравьишка не знает, когда ему отправиться к Черепахе. Как вы думаете, почему? Он не знает, когда наступит эта долгожданная суббота. Муравьишка обратился с этим вопросом к нам. Поможем ему? На какой вопрос мы будем сегодня искать ответ? (Когда придёт суббота?)


3. Работа по теме урока

— Какой сегодня день недели? Какой день был вчера? А какой будет завтра?

Отгадайте загадку на странице 8.

Что мы знаем о времени? Как его определяем? Большинство из нас при слове время сразу представляет часы. «Время идёт»— значит проходит несколько часов.

Что ещё можно сказать о времени? Прочитаем следующие две строчки в учебнике.

Какие слова выделены в тексте?

Учитель прикрепляет на доску карточки со словами «настоящее», «прошлое» и «будущее».

— Как разобраться со смыслом этих слов? Прочитаем их объяснение.

Дети читают следующие три строчки.

— Рассмотрите иллюстрации на странице 8. Как вы думаете: где художник изобразил настоящее, где — прошлое и будущее? Почему вы так решили?

Посмотрите на слайды. Где изображены люди, жившие в прошлом? Где— наши современники, живущие в настоящее время? Что помогло вам определить время? (Одежда на людях не современная, такую сейчас не носят.)

Рассмотрите школьные принадлежности на странице б рабочей тетради. Какими из них пользовались люди в прошлом, а какими пользуются в настоящее время?

На слайдах — картина «Богатыри» и фотографии современных автомобилей.

— На каких иллюстрациях изображены люди в прошлом, а на каких — в настоящее время?

На слайде виды улиц маленького городка (желательно с деревянными домами) и современного большого города (с многоэтажными башнями.)

— Посмотрите на то, какими были города раньше, в прошлом, и на современные города. Какими они могут стать в будущем? Попробуйте это представить и изобразить у себя в рабочих тетрадях на странице 8.

О времени говорят по-разному. Оно может «лететь», а может и «ползти». Когда мы чего-то ждём, то кажется, что время еле-еле проходит. Бывало ли у вас так, что вы ждали чего-то, а время тянулось медленно-медленно?

А когда время просто «пролетает»?

Сравните учебную неделю и неделю каникул. Какая из них длиннее?

Конечно, по времени они одинаковые, но учебная неделя кажется вам более долгой.

Из чего состоит неделя? Сколько дней в неделе? Как они называются?

Названия дней недели сохранились со времен Древней Руси, кроме названий «воскресенье» и «суббота». «Воскресенье», день отдыха, назывался раньше «неделя», «день недельный», отсюда и пошло название на все семь дней — «неделя». Название «суббота» пришло к нам из стран Древнего Востока. Другие дни недели остались такими же, как в старину: «понедельник»— день после недели, «вторник»— второй день недели, «среда» — середина недели, «четверг» — четвёртый день недели, «пятница» — пятый день.

Вырежьте из Приложения рабочей тетради (с. 55) названия дней недели и расположите их в рамках в учебнике в правильном порядке. Поменяйте карточки местами, чтобы сосед по парте нашёл ошибки.

Пронумеруйте названия дней недели в рабочей тетради (с. 7 № 2).

Дети выполняют задание самостоятельно, затем обмениваются тетрадями с соседями по партам, выполняют взаимопроверку.

— Какой сегодня день недели? Закрасьте его название красным карандашом.

Какие дни недели уже прошли и остались в прошлом? Закрасьте их названия жёлтым карандашом.

Какие дни недели только будут, то есть находятся в будущем? Закрасьте их названия зелёным карандашом.

Дети выполняют эти задания самостоятельно и осуществляют проверку в парах.


Дидактические игры

— Предлагаю вам игру «Когда это было? Когда это будет?»

Что помогает нам узнавать числа и дни недели?

Правильно, календарь. Именно календарь нам сейчас понадобится.

Учитель прикрепляет на доску большой календарь на год, дежурные раздают детям маленькие календарики.

— Какое сегодня число? К чему отнесём сегодняшний день: к настоящему, прошлому или будущему?

Найдите на календарике 1 января. Какой это день недели? 1 января относится к прошлому или будущему?

А теперь найдите 23 февраля. Какой это день недели? К прошлому или будущему относится этот день?

Аналогично дети работают с датами 8 марта и 1 сентября.

— О календарях, помогающих нам ориентироваться во времени, мы будем говорить на следующем уроке.


4. Рефлексия учебной деятельности

— Посмотрите на названия дней недели ещё раз. Ответим на вопрос, прозвучавший в начале урока: когда, через сколько дней, придёт суббота? А когда придёт воскресенье? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.

— Муравей Вопросик сказал, что вчера потерял время. Как он мог это сделать? Придумайте сказочную историю по рисунку на странице 9.






Для любых предложений по сайту: [email protected]