Почему идёт дождь и дует ветер?

Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки

Почему идёт дождь и дует ветер?

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники расширят представления о дожде и ветре как природных явлениях, познакомятся с причинами возникновения дождя и ветра.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: видеоаппаратура, видеокассета «Мы знакомимся с природой» (фильм «Работа ветра в природе»), вентилятор, цветные карандаши; книга «Почему так бывает?» (авт. М. Могилевская, изд-во «Детская литература». М., 1968), воздушный шарик.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— На прошлом уроке мы с вами путешествовали на Луну. Что вы можете рассказать о спутнике нашей планеты? Что такое естественный спутник? Почему на Луне не живут люди?


2. Мотивация учебной деятельности

— Отгадайте загадки.

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт.

(Дождь)


Почему идёт дождь и дует ветер?

Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задирает.

Одним проходу не даёт,

Других он подгоняет.

(Ветер)

Мы говорили, что на Луне нет морей, рек, озёр. Там вообще нет воды. Нет на Луне и воздуха, а значит, там не бывает ветреной погоды. Почему же на Земле идёт дождь и дует ветер? Зачем они нужны? Постараемся ответить на эти вопросы.


3. Работа по теме урока

— Кто-нибудь из вас знает: почему идёт дождь? А откуда берутся тучи? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к книге Марты Гумилевской «Почему так бывает?»

Учитель читает рассказ «Почему идут дожди?»


Дождь — самое обыкновенное явление природы. А что вы о нём знаете? Вы что-то неясное лепечете о тучах: что, мол, в тучах всё дело. Ну, а откуда берутся тучи?

Словом, как ни верти, а придётся рассказать вам сейчас, почему бывает дождь, как собираются тучи и многое другое.

Солнце согревает воду в океане, в море, в реке, в любой луже.

Вода испаряется, превращается в прозрачный пар и поднимается кверху, туда, куда увлекают её за собой тёплые потоки воздуха, потому что тёплый воздух легче холодного, он всегда стремится умчаться вверх.

Поднимается всё выше лёгкий водяной пар от нагретой солнцем земли, забирается он высоко, туда, где постоянно, даже в самый знойный летний день, очень холодно, как зимой.

Пар тёплый, а когда он прикасается к холодному воздуху, то превращается в крохотные капельки воды.

Капельки легонькие, как пух, они отлично держатся в воздухе, парят и всё время перемещаются, потому что их подталкивают всё новые и новые потоки тёплого воздуха, поднимающиеся с земли.

Тёплый воздух подбрасывает капельки ещё выше, холодный тащит их вниз; так они и летают, крохотные путешественники, то вверх, то вниз; они танцуют, сливаются вместе, становятся крупнее.

Их очень-очень много, и все вместе они образуют облако.

В верхней части облака капельки замерзают — там очень холодно; они превращаются в льдинки, растут, тяжелеют, вот они уже не могут держаться в облаке и падают вниз. А падая, тают, потому что внизу куда теплее; снова становясь капельками воды, сливаются вместе — и на землю идёт дождь.

Случается иной раз, что вместе с дождём падают на землю ледяные шарики, и мелкие, и крупные — как когда.

Вы уже догадались, что это град!

Он образуется в тех случаях, когда кусочки льда не успевают по дороге растаять и ледяными шариками ложатся на землю.

Но бывают совсем особенные летние дожди, короткие, весёлые; идут они удивительным образом — с ясного неба, при свете яркого солнца!

Туч на небе нет, только висит в воздухе лёгкая белая дымка.

Это водяной пар. Он низко над землёй попал в холодный поток воздуха, превратился в капельки воды, они начали быстро сливаться, тяжелеть и падать на землю редкими крупными каплями.

Он быстро проходит, этот дождь, сияет солнце, и нет больше в воздухе белой дымки, она пролилась на землю «слепым дождиком» — так почему-то называют этот летний дождь без облаков.

Полная противоположность слепому, летнему,— дождь осенний, моросящий. Тот как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, словно его кто-то там наверху распыляет из пульверизатора, так и будет идти день, два, три, неделю, не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь... Хорошо, что осень в конце концов пройдёт и снова будет лето.


— Так почему идёт дождь? Какие бывают дожди?

А теперь рассмотрите рисунок на странице 36 учебника. Какие виды дождей названы? (Ливень, ситничек, косохлёст.)

— Какие из них вы наблюдали? Рассмотрите рисунок в средней части страницы 37. Почему растения и животные радуются дождю? Придумайте небольшой рассказ или сказку о том, как природа ждала дождя.

Заслушиваются 3-4 рассказа.

— Мы с вами узнали о том, почему идёт дождь. О чём пойдёт разговор дальше? Нам надо разобраться: почему дует ветер? Поможет нам в этом фильм.

Учитель включает запись фильма «Работа ветра в природе».

— Что же такое ветер? (Движение, поток воздуха.)

Ветер постоянно находится в движении из-за того, что он по-разному нагрет. Тёплый воздух, более лёгкий, поднимается вверх, а холодный, более тяжёлый, стелется понизу, занимая освободившееся место. Это можно увидеть даже у нас в классе. Посмотрите на подоконник. На нём лежит воздушный шарик. Давайте ненадолго откроем окно. Что вы увидели?

Шарик был подхвачен потоком воздуха и полетел. Куда он полетел? Вверх, вместе с тёплым воздухом.

Так что тёплый воздух поднимается вверх, а его место занимает холодный воздух. Это движение происходит постоянно, поэтому на земле дуют ветры. Ветры бывают разные. О каких говорилось в фильме?

Ветры на земле бывают разные. Бывают лёгкие и тёплые, приносящие освежающую прохладу. А бывают сильные и грозные — ураганы, тайфуны и смерчи. Они приносят много разрушений.

Нужен ли ветер живущим на земле? Что об этом говорилось в фильме? (Ветры переносят семена многих растений, помогают работать мельницам, плыть парусникам.)

А ещё ветер приносит летом прохладу, очищает воздух от пыли, гари и копоти, выбрасываемых в воздух фабриками, заводами и машинами. Представляете, чем бы мы дышали, если бы вся эта грязь так и оставалась бы висеть над нашей головой?

Может ли человек создать искусственный ветер?

Может и пользуется этим. Перед вами обычный вентилятор. Как он работает?

Учитель включает вентилятор у себя на столе.

— Для чего люди используют вентиляторы?

Если очень жарко, то мы включаем эти приборы, чтобы немного освежиться. Также вентиляция нужна, чтобы двигать воздух, которым мы дышим. Если бы в домах не было вентиляции, то при закрытых окнах и дверях мы бы просто задохнулись. На всех не хватило бы чистого воздуха.

А что такое «сквозняк»? Это слово мы часто слышим, как только открываем окна и двери?

Если в помещении открыть одновременно и форточку и дверь, то возникает сильное движение воздуха. Его обычно и называют сквозняком.

При сильном сквозняке тело человека быстро охлаждается и может начаться простуда, поэтому, проветривая помещение, не следует сразу открывать окна и двери.

Рассмотрите верхний рисунок на странице 37. Расскажите по нему о ветре. Используйте для этого слова, данные в задании 3 учебника.

Заслушиваются 3-4 рассказа.

— А теперь посмотрите на такие же рисунки в рабочей тетради (с. 24 № 2). Что на них художник изобразил неправильно? Посовещайтесь с соседом по парте и найдите ошибки художника. (На первом рисунке ветер дует слева направо, а струи дождя не изменяют направление. На втором рисунке паруса надуты так, что левому паруснику ветер дует слева, а правому — справа. На третьем рисунке ветер дует слева, а дым из трубы уходит в другую сторону.)

Попробуйте нарисовать свои «неправильные» рисунки. Предложите найти в них ошибки своему соседу по парте.


4. Рефлексия учебной деятельности

— Подведём итог нашему разговору. Почему идёт дождь? Что такое ветер? Почему он дует? Прочитаем слова Черепахи на странице 37.

Нужны ли ветер и дождь природе и человеку?

Дети разгадывают кроссворды в задании 1 на странице 23 рабочей тетради.

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.






Для любых предложений по сайту: [email protected]