Почему звенит звонок?

Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки

Почему звенит звонок?

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники познакомятся с возникновением и распространением звука, научатся беречь уши.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: будильник, часы-ходики, колокольчики, видеоаппаратура, видеокассета «Анатомия» (фильм «Сенсорные системы»), магнитофон, аудиозаписи «Голоса птиц» и «Ростовские звоны»; игрушки, плакат «Строение органов слуха», листы бумаги, карандаши.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Какая сегодня погода? Идёт ли на улице дождь? Дует ли ветер? Вспомните и расскажите, почему идёт дождь и дует ветер?


2. Мотивация учебной деятельности

— Послушайте стихотворение Суслова и скажите: кто является его главным героем?

Едва только осень шагнёт за порог,

Ребят созывает весёлый звонок.

Увидит он: в школу идёт детвора,

И сразу же звонко, задорно: — Ура!

Он каждому школьнику искренне рад,

Но любит он больше весёлых ребят.

И вовсе не любит весёлый звонок

Лентяев, зазнаек, нерях, лежебок.

— Итак, вы правильно сказали, что речь идёт о школьном звонке. Каким его сделал автор стихотворения? Мы слышим школьный звонок несколько раз в день: в начале и конце каждого урока. А задумывались ли вы о том, почему звенит звонок? На этот вопрос мы сегодня ответим.


3. Работа по теме урока

Практическая работа

— Прочитайте текст на странице 38. Давайте все замрём на несколько секунд и прислушаемся.

Какие звуки мы услышали?

Какие звуки издают предметы и живые существа, изображённые на рисунке?

Дети пытаются изобразить эти звуки.

— На урок я принесла несколько предметов, звучание которых мы сейчас послушаем.

Учитель предлагает детям послушать звуки, которые издают часы-ходики и будильник (звон будильника), плач куклы, гудение игрушечного автомобиля, звучание колокольчиков, пение соловья и стук дятла, звон церковных колоколов. Дети описывают эти звуки и сравнивают между собой.

— А теперь попытаемся выяснить, как возникает звук.

Дети выполняют задания с канцелярской резинкой и барабаном, предложенные в рабочей тетради (с. 25 № 1).

— Какой вывод мы можем сделать? (Звуки возникают из-за дрожаний предметов, которые передаются по воздуху.)

Мы с вами живём в мире разных звуков. Живые и неживые предметы могут их издавать. Как художник изобразил, что все предметы издают какие-то звуки?

От каждого предмета идёт волна. С помощью чего мы улавливаем эту волну?

Слышать разные звуки нам помогают уши. Это очень сложные органы. Об их устройстве мы будем говорить в старших классах. Но чтобы вы хотя бы немного представляли, как устроено ухо, посмотрим фрагмент фильма.

Учитель включает пятиминутный фрагмент из фильма «Сенсорные системы», в котором показано строение уха.

— Можно просто кратко рассказать детям о строении и работе органов слуха, не обязывая учеников запоминать все термины.

Учитель использует плакат «Строение органов слуха».

— Слуховой аппарат состоит из трёх отделов: наружного, среднего и внутреннего.

Наружный отдел хорошо виден. Он состоит их ушной раковины и наружного слухового прохода, заканчивающегося барабанной перепонкой. Дальше идёт средний отдел, в котором находятся три маленькие слуховые косточки, соединённые друг с другом. Они называются молоточек, наковальня и стремечко. Эти косточки одним концом крепятся к барабанной перепонке, а другим — к окошку внутреннего уха. Во внутреннем отделе находится костный завиток — улитка, внутри которой несколько тысяч натянутых тонких волоконец.

Звук попадает сначала в ушной проход, упирается в барабанную перепонку и та начинает колебаться. По слуховым косточкам звук попадает в «улитку». Дальше каждый волосок «улитки» передает о своём звуке в головной мозг человека. Мозг «расшифровывает» все эти звуки.

Вот так сложно всё происходит. Как надо относиться к такому сложному органу?

Правильно, бережно! Как вы понимаете — бережно относиться? Что надо делать и чего не надо делать?

Прочитайте правила на странице 39 учебника.

Послушайте стихотворение по теме нашего урока.

Подготовленный ученик читает стихотворение Э. Мошковской «Доктор».

Доктор, доктор, как нам быть:

Уши мыть или не мыть?

Если мыть, то как нам быть:

Часто мыть или пореже?

Отвечает доктор:

— Еже!

Отвечает доктор гневно:

— Еже, Еже

— Ежедневно!


Творческая работа

— Давайте попробуем изобразить правила ухода за органами слуха в виде значков и объясним их значение.

Дети работают самостоятельно, затем проходит обсуждение работ.

— Уши и слух есть почти у всех животных. Они помогают животным поймать добычу, спастись от врагов, найти друг друга. Правда, не у всех животных уши заметны так же хорошо, как у человека. У рыб, насекомых и птиц ушных раковин просто нет, хотя слышат они часто даже лучше человека.

Кому из вас приходилось слышать эхо? Где вы находились в это время? Как вы думаете, когда и почему возникает эхо? Проверьте себя на странице 88.

Поиграйте с эхом.

Дети выполняют задание 2 в тетради (с. 26).

— А теперь Муравей Вопросик предлагает вам придумать сказочное существо — Ушастика. Уже услышав его имя, мы можем сказать об особенности его внешности. В чём она будет состоять? Рассмотрите Ушастика, которого придумал Муравьишка. Нарисуйте его и придумайте о нём сказку. Обратите внимание на то, что ваш Ушастик должен быть забавным.

Дети работают самостоятельно, затем заслушиваются 3-4 сказки, устраивается выставка рисунков.


4. Рефлексия учебной деятельности

— Что вы узнали о звуках? Какие звуки могут быть? С помощью чего мы слышим звуки? Как возникают звуки? Как они распространяются?

Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.

Если учителю позволяет время, то он рассказывает детям об эхе. Для рассказа об этом природном явлении можно использовать книгу М. Гумилевской «Почему это бывает?»


Что такое эхо?

Бывает иной раз, гуляете вы по лесу со своими друзьями, разбредётесь в разные стороны и начинаете весело перекликаться. Вдруг... что это? Вы слышите, что кто-то произносит ваши же слова, только приглушённо, тихо, даже немножко печально.

Эхо!

Всем очень нравится эхо, забавно его слушать, и вы начинаете кричать на весь лес: «Ау!» — и долго ещё перекликаетесь.

Но что это такое — эхо? Почему оно бывает?

Вы крикнули и воздух заколебался, потому что всякое звучащее тело колеблется: колеблются струны скрипки, арфы, рояля, колеблются ваши голосовые связки, когда вы говорите. Звучащее тело колеблется, и от него во все стороны по воздуху распространяется волна, а когда она достигает вашего уха, вы слышите звук.

Но вот звуковая волна натыкается на какое-то препятствие, как морская волна на берег, и возвращается обратно, и вы во второй раз слышите свой голос, но только тихий, потому что волна постепенно ослабевает.

Эхо вы слышите далеко не всегда и не всюду. Для этого нужны определённые условия: препятствие, на которое натыкается звуковая волна, должно находиться на определённом расстоянии, так, чтобы волна успела вернуться за одну десятую секунды, потому что наше ухо может воспринять ту же самую звуковую волну не меньше, чем через такой промежуток времени.

Вот что такое эхо. Вот почему оно бывает.

Человек понял природу эха, понял его механику. И вот на основе законов отражения звуковой волны человек создал замечательный прибор — эхолот.

Этот прибор, установленный на борту корабля, посылает звуковую волну в глубину моря. Звук распространяется в воде, достигает дна и возвращается обратно, его снова улавливает прибор. Зная скорость распространения звука в воде и проследив, сколько времени прошло между отправлением и приёмом звука, учёные определяют глубину моря в определённом месте.

А если послать звук не в глубину моря, то есть не по вертикали, а по горизонтали, то можно определить, как далеко находится судно от берега, или во время тумана узнать, нет ли впереди каких-либо препятствий, на которые рискует наткнуться судно, не плавает ли ледяная гора-айсберг? Звуковая волна натыкается на препятствие и возвращается обратно, её улавливает прибор, который называется гидролокатором, сообщает о препятствии капитану.

Такие приборы есть и у многих морских животных— живые приборы, которыми их наградила сама природа. Таким прибором обладает кашалот; есть он и у дельфина — умнейшего животного, какое только существует в царстве природы.

Природный локатор есть и у летучей мыши.






Для любых предложений по сайту: [email protected]