Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники научатся правилам личной гигиены: чистить зубы и мыть руки.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: образцы зубных щёток, тюбики с зубными пастами, мыло, полотенце, расчёска, зеркало, тазик с водой, индивидуальные зубные щётки для учеников, вата; плакат «Уход за зубами», Хрестоматия (авт. А. Плешаков), книга К. Чуковского «Мойдодыр», рисунок Мойдодыра, видеоаппаратура, мультфильмы «Мойдодыр» и «Машенька и королева Зубная Щётка».

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Отгадайте загадки и заполните сетку кроссворда.


image271


1. В огороде вырастаю.

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят.

(Помидор)

2. На грядке длинный и зелёный,

А в кадке жёлтый и солёный.

(Огурец)

3. Микробов он сбивает с ног,

Ну а зовут его...

(Чеснок)

4. Круглый бок, жёлтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это?

(Репа)

5. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь — очень гладкая,

На вкус — как сахар сладкая.

(Морковь)

6. Щёки розовы, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она.

(Редис)

— Какое слово открылось в выделенных клетках?

Какая связь между названными овощами и словом «огород»?

Где растут фрукты? Назовите известные вам фрукты.

Какие витамины можно найти в овощах и фруктах? Для чего они нужны нашему организму?


2. Мотивация учебной деятельности

— Послушайте стихотворение и скажите: о ком в нём говорится?

Подготовленный ученик читает стихотворение.

Все собаки знают Ваню,

И рычат издалека:

Он обходится без бани,

Он отвык от гребешка,

Никогда в его кармане

Носового нет платка.

Тротуар ему не нужен!

Расстегнувши воротник,

По канавам и по лужам

Он шагает напрямик!

Он портфель нести не хочет —

По земле его волочит.

Сполз ремень на левый бок,

Из штанины выдран клок.

Мне, признаться, непонятно:

Что он сделал? Где он был?

Как на лбу возникли пятна?

Кто он — этот ученик?

Догадались вы, кто этот ученик?

(Неряха, грязнуля.)

— Что нужно делать, чтобы не стать похожим на этого мальчика?

Тема нашего урока: почему нужно чистить зубы и мыть руки?


3. Работа по теме урока

— Ребята, сегодня утром я получила письмо. Давайте его вскроем.

Учитель читает стихотворение Ю. Тувима.

Дорогие наши дети!

Я пишу вам письмецо!

Я прошу вас: мойте чаще

Ваши уши и лицо.

Всё равно какой водою!

Кипячёной, ключевою,

Из реки иль из колодца,

Или просто дождевой.

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днём —

Перед каждою едою,

После сна и перед сном!

Тритесь губкой и мочалкой,

Потерпите — не беда!

И чернила, и варенье

Смоют мыло и вода.

Дорогие мои дети!

Очень, очень вас прошу.

Мойтесь чище, мойтесь чаще,

Я грязнуль не выношу.

Не подам руки грязнулям,

Не поеду в гости к ним!

Сам я моюсь очень часто.

До свиданья!

— Как вы думаете: кто написал это письмо? (Мойдодыр.)

Кто написал произведение «Мойдодыр»?

Учитель раскрывает книгу К. Чуковского на странице, где изображён Мойдодыр.

— Вы хотите, чтобы он пришёл к нам на урок? Тогда вы должны будете рассказать, что надо делать для того, чтобы про вас не сказали так, как про героя стихотворения.

Учитель включает фрагмент мультфильма «Мойдодыр», в котором звучат слова:

Ах ты, гадкий, ах ты, грязный.

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки.

Что сбежали даже брюки!

— Почему брюки сбежали от мальчика? Прочитайте пословицу, написанную на доске.

На доске:


Чистота — залог здоровья.


— Что надо делать, чтобы быть чистым? Рассмотрите рисунки на странице 56. Расскажите: в каких случаях надо мыть руки? Что может случиться, если руки не мыть?

Учитель может прочитать рассказ «Грязные руки» из Хрестоматии (с. 92-93).

— Если вы не будете мыть лицо и руки перед сном, то утром, возможно, кто-нибудь из вас скажет, как герой Чуковского:

Одеяло убежало, улетела простыня,

И подушка, как лягушка, ускакала от меня.

— Но не только это. Если вы ляжете в кровать с грязными руками и уснете, то можете и сами не заметить, как во сне засунете грязный палец в рот или потрёте глаза. На коже и под ногтями скапливаются пыль, грязь, микробы. Если грязь с рук попадёт в глаза, то они могут воспалиться. Это заболевание называется конъюнктивит.

Послушайте ещё одно стихотворение.

Жил на свете мальчик странный:

Просыпался поутру

И бежал скорее в ванну

Умываться. Я не вру.

Руки мыл зачем-то мылом

И лицо мочалкой тёр.

На руках все пальцы смыл он,

Щёки в дырах до сих пор.

Сыну мама запретила

Умываться по утрам.

Убрала подальше мыло,

Перекрыла в ванной кран.

Мальчик этот был упрямый,

Маму слушать не хотел.

Умывался по утрам он

И, конечно, заболел.

Тут к нему позвали разных

Самых лучших докторов,

И диагноз был таков:

Если мальчик будет грязным,

Будет он всегда здоров.

— Можно ли заболеть от чистоты? Почему автор в своём стихотворении советует нам быть грязными?

Это шуточное стихотворение— совет наоборот. Мы уже слышали много таких «вредных» советов.


Практическая работа

— Для того чтобы выполнить следующее задание, вам надо отгадать загадки и назвать друзей Мойдодыра.

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Дело ясное вполне:

Пусть отмоет руки мне.

(Мыло)


Костяная спинка,

Жёсткая щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит.

(Зубная щётка)


Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

(Расчёска)


Вафельное и полосатое,

Гладкое и лохматое,

Всегда под рукою —

Что это такое?

(Полотенце)


Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь — ив ответ

Он засмеётся тоже.

(Зеркало)

По мере ответов учитель вынимает из мешка мыло, зубную щётку, расчёску, полотенце и зеркало.

— Вы узнали всех друзей Мойдодыра. А умеете ли вы с ними обращаться? Для чего нам нужно мыло? Умеете ли вы умываться? Сейчас мы это проверим.

К столу учителя выходит ученик, вместе с которым учитель показывает, как правильно надо умываться и мыть руки.

— Подворачиваем рукава, мочим и намыливаем руки. Намыленные руки должны соскальзывать друг с друга, как санки со снежной горки. После этого руки ополаскиваем, отряхиваем и вытираем полотенцем.

Лицо и шею моем с мылом. Сначала намылим пальчики, затем лицо и шею. Не забываем протереть уши и за ушами. Если долго тереть лицо мылом, то кожа станет шелушиться, поэтому тщательно смываем мыльную пену со лба к подбородку. Что надо делать, если мыло попало в глаза? Какими из предметов, лежащих на столе, должен пользоваться только один человек? Какими предметами может пользоваться вся семья?

Вы справились со всеми заданиями, поэтому у нас в классе появляется Мойдодыр.

Учитель прикрепляет на доску рисунок Мойдодыра. К руке Мойдодыра прикреплён пакет.

— Что это в руках Мойдодыра? Раскроем пакет и посмотрим.

Ребята, Мойдодыр делает вам подарки.

Учитель вынимает из пакета новые зубные щётки для каждого ученика.

— Для выполнения следующего задания вам надо разделиться на группы.

Каждая группа получает расчёску с помещённой между зубцами ватой, старую зубную щетку. Учитель вешает на доску плакат «Уход за зубами».

— Зубцы расчёски будут изображать наши зубы, а вата — зубной налёт и остатки пищи. Как вы думаете: какими движениями нужно чистить зубы? Попробуйте провести опыт с расчёской и щёткой. (Движениями вверх-вниз легче снимается налёт.)

Рассмотрите рисунок на странице 57. Какими движениями чистим зубы?

Найдите в тетради такой же рисунок. Стрелочками покажите на нём движения зубной щётки.

Зубы надо чистить с углов, с боковых зубов. Сначала изнутри, вверх- вниз. Так чистят стеночки. По верхушкам зубов водим щёткой кругами или петельками. Когда мы почистим зубы, щётку надо помыть и поставить в стаканчик.

Сколько раз в день надо чистить зубы? (Два раза.)

Когда? (Утром и вечером.)

Какой пастой вы пользуетесь?

Учащиеся называют пасты.

Учитель показывает несколько образцов зубной пасты, обращая внимание на их индивидуальные особенности.

— Для детей выпускается специальная детская зубная паста (показывает образец).

Представьте, что вы — художник. Для вас поступил заказ. Познакомьтесь с его условиями на странице 39 рабочей тетради.

Дети работают самостоятельно.


4. Рефлексия учебной деятельности

— У многих из вас сейчас молочные зубы меняются на постоянные. Может быть, не стоит ухаживать за молочными зубами, раз они всё равно выпадут?

Так рассуждать нельзя. Если молочный зуб заболел, то он заражает находящийся под ним, ещё не вышедший наружу, постоянный зубик. Получается: не ухаживая за молочными зубами, мы портим ещё не появившиеся зубы, с которыми нам жить всё оставшееся время.

Рассмотрите фотографии на странице 56 учебника. Какие из данных предметов нужны для чистки зубов и мытья рук? Какими предметами может пользоваться вся семья, а какие у каждого должны быть свои?

Что надо делать, чтобы у вас дома не поселилась Злючка-Грязючка? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.

Если позволяет время, то учитель может показать детям мультфильм «Машенька и королева Зубная Щётка».






Для любых предложений по сайту: [email protected]