Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники познакомятся со значением витаминов в жизни человека, научатся различать овощи и фрукты.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: иллюстрации и муляжи овощей и фруктов, цветные фишки.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— На прошлом уроке мы говорили о том, что ночью надо спать. Расскажите: зачем мы спим ночью? Что обязательно надо делать перед сном? Чего делать нельзя?

Люди каких профессий не спят ночью?


2. Мотивация учебной деятельности

— Отгадайте загадки.

Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста?

Если я...

(Капуста)


Голова на ножке,

В голове горошки.

(Горох)


Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а ...

(Лук)

Каким словом можно объединить все эти отгадки?

Круглое, румяное,

Я расту на ветке;

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко)


На сучках висят шары —

Посинели от жары!

(Сливы)

Каким словом объединим эти отгадки?

О чём пойдёт речь сегодня на уроке? Правильно, об овощах и фруктах. Мы узнаем: почему нужно есть много овощей и фруктов?


3. Работа по теме урока

— Овощи — большая группа растений, выращиваемых человеком для еды. Раньше их называли огородными, так как росли они на огородах. Овощные растения — основной источник витаминов. Они пришли к нам в основном из Южной Америки, с берегов Средиземного моря и высот Центральной Азии. Сейчас выращивают более 120 видов овощей.

Что такое витамины? Это вещества, необходимые для поддержания здоровья нашего организма. Этих веществ много именно в овощах и фруктах. В каких именно? Познакомимся с некоторыми из них.

Лук и чеснок известны людям более 6000 лет. С давних пор они славились своими лечебными свойствами. В этих овощах большое количество витамина С. Вдыхание паров лука и чеснока хорошо помогает при кашле, ангине. Кашица лука и чеснока помогает при насморке. Оба эти растения служат нам и пищей, и лекарством.

Всего 400 лет назад наши предки и не знали о существовании огурцов. А сегодня, к кому бы вы ни зашли в гости, вам обязательно предложат какое-нибудь блюдо из огурцов: салат, винегрет или просто солёные огурчики.

Вообще огурцы известны человечеству около 6000 лет. Их родина — Индия.

Первые упоминания о моркови прозвучали более 3000 лет назад. Родиной современных культур моркови является побережье Средиземного моря, откуда она потом распространилась по всему миру. В моркови содержится большое количество витамина А, который укрепляет организм и защищает его от инфекций, а также положительно действует на зрение. Однако морковь — это не только копилка витамина А. В ней содержится чуть ли не весь витаминный алфавит.

Столовая свёкла принадлежит к числу самых полезных овощей. В ней много аскорбиновой кислоты (витамина С) и витамина В. Если мы хотим сохранить в свёкле больше витаминов, то её надо есть сырую.

Помидор, или томат, попал к нам из Южной Америки. В Европу его завезли в XVI веке. Сначала томат служил для украшения клумб и подоконников. Затем его стали выращивать как лекарственное растение, и только потом он поселился на огородах и его стали употреблять в пищу. В помидорах содержатся витамины С и В.

Редис в быту мы часто называем редиской. Это один из первых свежих овощей, появляющихся на нашем столе после долгой зимы. У нас в стране этот овощ появился всего около 100 лет назад. В редисе содержится большое количество аскорбиновой кислоты, витамин В.

Репу наши предки употребляют в пищу несколько веков. Едят её сырую, варёную, пареную. Это полезный овощ. Ему даже посвящена известная русская народная сказка. Вспомните её название. Кто может рассказать сказку «Репка».

Один ученик рассказывает сказку.

— Таких размеров, как в сказке, репа не достигает.

Перейдём к фруктам. Если овощи — огородные растения, то где растут фрукты? Зайдём в сад и посмотрим, что в нём можно увидеть?

— Яблоки — самый ценный фрукт из наших отечественных плодов. Среди фруктов это, можно сказать, наш хлеб насущный. Свежие яблоки у нас не переводятся почти целый год. Они придают силу, продлевают молодость и помогают бороться с болезнями.

После яблок груши у нас самые распространённые фрукты. О ней знают не менее 3000 лет. 0 груше узнали позже, чем о яблоне.

Древние медики использовали грушевый сок для утоления жажды у больных с повышенной температурой тела. Грушевым соком и отваром лечили расстройство желудка. В грушах много витаминов В и С.

О лимоне люди знают уже более 3000 лет. Как утверждают ботаники, его родиной является Индия. Лимон богат аскорбиновой кислотой, то есть витамином С, который повышает сопротивляемость организма к инфекционным болезням, особенно простудам. Вот почему врачи рекомендуют лимон как профилактическое средство от гриппа.

Апельсины появились в России в XVIII веке. Но само растение не выносит холодов. Поэтому вырастить их можно только в оранжереях — теплицах.

В 1714 году князь Меньшиков построил дворец с большими оранжереями, в которых стали выращивать эти плоды, и дал ему название в честь апельсина — Ораниенбаум (от немецкого — апельсиновое дерево). Спустя некоторое время Екатерина II приказала именовать этот дворец вместе с деревней городом Ораниенбаум. И посвятила ему герб: оранжевое апельсиновое дерево на серебряном фоне. Если вы поедете в Санкт-Петербург, то обязательно посетите этот красивый дворец и маленький городок, название которого не изменилось.

На протяжении многих веков виноград привлекал внимание человека, пользовался его любовью. Этот фрукт известен человечеству около 8000 лет. Родиной винограда считается Армения. Для лечения многих заболеваний человек использовал не только ягоды, но и листья. В виноградных ягодах содержится большое количество аскорбиновой кислоты (витамина С) и витамина В. Свежий виноградный сок принадлежит к числу самых полезных и вкусных напитков.

Дыня — ценный пищевой и диетический продукт. Плоды её употребляют в пищу не только в свежем, но и вяленом, и сушёном виде, из них готовят также вкусные варенье, джемы, цукаты и маринады. В дыне содержится много витамина В.


Практическая работа

— Я коротко рассказала вам о некоторых овощах и фруктах, которые мы едим. Теперь рассмотрите рисунки на странице 54. Какие овощи и фрукты здесь изображены? Назовите их. На овощи положите зелёные фишки, на фрукты — красные. Проверьте работы друг друга.

А теперь в рабочей тетради найдите такой же рисунок. Закрасьте кружки зелёным карандашом около тех овощей и фруктов, которые выращивают в нашей местности. Красным карандашом отметьте те, что привозят из жарких стран.

Я принесла на урок муляжи овощей и фруктов. Для работы с ними мы разделимся на группы.

Каждая группа получает одинаковый набор муляжей фруктов и овощей.

— Разделите ваши муляжи на две группы: овощи и фрукты. А теперь разделите по другому признаку: какие из них выращивают у нас, а какие привозят из других стран.

Каждая группа детей работает самостоятельно, затем представитель от группы рассказывает о выполнении задания.

— В задании 3 надо раскрасить овощи и фрукты такими карандашами, как изображены на рисунках. Нарисуйте ещё по одному овощу и фрукту в каждый столбик.

А теперь поможем Муравью и Черепахе. Прочитайте задание 2.

Дети самостоятельно выполняют задание.

— Когда вы подбирали овощи для борща, не вспомнили ли вы одно весёлое стихотворение об овощах?

Учитель даёт карточку с текстом стихотворения Ю. Тувима хорошо читающему ученику. Дети слушают стихотворение и перечисляют названия овощей, пошедших на приготовление борща.

Дома попросите взрослых научить вас готовить овощной или фруктовый салат. В рабочей тетради можно наклеить фотографию получившегося у вас салата.

На странице 55 среди овощей и фруктов найдите Злючку-Грязючку. Придумайте сказочную историю по этому рисунку.

Заслушиваются 2-3 истории.

— Какой вывод мы можем сделать? (Перед тем как есть овощи или фрукты, их обязательно надо мыть.)

— Мы сегодня говорили, что в овощах и фруктах много витаминов. Какие витамины мы можем в них найти? Прочитаем текст на с. 54-55. Рассмотрите внимательно содержимое корзинок, которые держат в руках витамины. Какие овощи и фрукты оказались у них в корзинках?


4. Рефлексия учебной деятельности

— Ответьте на вопрос, прозвучавший в начале урока. Что такое витамины? Для чего нужен витамин А? витамин В? витамин С? Что мы должны обязательно запомнить и выполнять, чтобы не повредить своё здоровье? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.






Для любых предложений по сайту: [email protected]