Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки
Зачем строят корабли?
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Первоклассники познакомятся с назначением и устройством кораблей, научатся различать их основные виды.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: Хрестоматия к учебнику «Мир вокруг нас. 1 класс» (авт. А.А. Плешаков, АСТ-Пресс. М., 1997); книга «Техника для малышей. Первые шаги» (М., изд-во «Росмэн», 2005); Толковый словарь русского языка в четырёх томах; магнитофон, аудиозаписи песен «По морям, по волнам», «Ты слышишь, море?», цветные карандаши, интерактивная доска, презентация со слайдами, на которых изображены различные корабли.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Отгадайте загадки.
Многолюден, шумен, молод,
Под землёй грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улицам бегут.
(Метро)
Они бывают разные —
Зелёные и красные.
Они по рельсам вдоль бегут,
Везде встречают их и ждут.
(Вагоны)
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга прицепились
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.
(Поезд)
Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровозова сестричка.
Кто такая?
(Электричка)
— Что вы узнали о поездах на прошлом уроке? В каком поезде можно передвигаться по городу? В каком — выезжать за город? На каком поезде лучше ехать в другой город? Зачем люди создают поезда? Как устроена железная дорога?
2. Мотивация учебной деятельности
Звучит фрагмент песни «По морям, по волнам».
— Как вы думаете, куда мы отправимся сегодня на уроке? Правильно, на море. На чём мы туда поплывём?
Отправляемся в путешествие на корабле. На каком? Вы узнаете об этом позже. А Муравей задаёт нам вопрос, ответить на который вы должны в конце урока. Прочитайте его. (Зачем строят корабли?)
3. Работа по теме урока
— История передвижения человека по воде насчитывает несколько тысяч лет. Как всё это начиналось? Послушайте небольшой рассказ и постарайтесь запомнить названия средств передвижения по воде.
Учитель читает текст С. Сахарнова «Как человек научился плавать» (Хрестоматия к учебнику «Мир вокруг нас.)
— На чём плавали люди? Как строили челн?
Позже появились парусники — красивые корабли, движущиеся по воде с помощью парусов и ветра. Парус — большой кусок толстой ткани на мачте, его надувает ветер, приводя в движение корабль.
Учитель показывает иллюстрации ладьи славян, парусника викингов, египетской речной лодки, римского торгового корабля. На примере венецианского галеаса разбирается устройство парусника. (Все иллюстрации кораблей из книги «Техника для малышей. Первые шаги».)
— Назовите основные части парусника. (Корпус, вёсла, паруса, мачта.)
Рассмотрите иллюстрацию в рабочей тетради на странице 44. Какое судно на ней изображено?
Люди давно научились пользоваться силой ветра. Много веков назад они задумались над тем, как усмирить ветер и сделать его своим помощником. Надувая паруса, ветер нёс через моря и океаны все те суда, которые вы сейчас видели. В давние времена других кораблей, кроме парусников, не было. Сейчас они тоже существуют. Есть большие и маленькие, используются они для спортивных соревнований и отдыха.
От строительства лодок и плотов человек перешёл к более сложным кораблям. Их ещё называют судами. Существует множество кораблей: торговые, пассажирские, боевые.
Рассмотрите их изображения на странице 64 учебника.
В любую погоду — при сильном ветре, в дождь, в шторм, когда волны достигают высоты многоэтажного дома,— корабли находятся в плавании.
Прочитайте названия судов. Как вы думаете: для чего необходимо каждое из них? Какие корабли вы видели? Кто из вас плавал на корабле? Какие из этих судов используются в мирных целях?
Я хочу познакомить вас ещё с одним судном, помогающим людям. Это ледокол.
Учитель показывает иллюстрацию.
— Само название «ледокол» говорит о назначении этого корабля. Для чего он нужен? Где и когда нужно колоть лёд?
Ледокол — специально построенный корабль для поддержания плавания в замерзающих морях. Первый в мире атомный ледокол «Ленин» спас много кораблей, попавших в ледовый плен в Арктике.
Современную армию нельзя представить без военных кораблей. Они решают много задач: сторожевые корабли охраняют государственные границы, десантные корабли перевозят технику и морских пехотинцев, торпедные катера поражают суда противников торпедами, противолодочные корабли ищут и уничтожают атомные подводные лодки.
Учитель показывает иллюстрации военных кораблей.
— Но мы с вами, конечно, можем оказаться только на пассажирском судне. Некоторые из вас плавали с родителями на таких кораблях. Вспомните и расскажите, что вы там видели?
Хотя корабли разные, но устроены они похоже. Рассмотрите рисунок на странице 65, прочитайте названия частей корабля.
Учитель объясняет значения слов и записывает их на доске.
Палуба — сплошное горизонтальное перекрытие в корпусе судна.
Корма — задняя часть судна, противоположная носу.
Нос — передняя часть судна.
Якорь — приспособление для удержания на месте судов в виде металлического стержня с лапами, которое зацепляется за грунт.
Борт — верхний край боковой стенки судна, а также сам бок судна.
Руль — устройство для управления движением в заданном направлении.
— Откройте учебник на странице 91. Найдите там такой же рисунок без подписей. Назовите части корабля, которые вы запомнили. Проверьте с соседом по парте друг друга.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Что вы узнали о кораблях? Для чего их строят? Как устроен корабль? Рассмотрите фотографию на странице 45 рабочей тетради и составьте рассказ о том, как вы путешествуете на этом корабле.
Заслушиваются 2-3 рассказа.
— Прочитайте вывод, сделанный Черепахой. Согласны вы с ней? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?
Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.