Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки
Зачем строят самолёты?
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Первоклассники познакомятся с назначением и устройством самолётов, научатся различать основные виды самолётов.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: модели и рисунки самолётов и вертолётов; Хрестоматия к учебнику «Мир вокруг нас. 1 класс»; «Техника для малышей. Первые шаги»; видеоаппаратура, фильм «Небесный тихоход» (или «Беспокойное хозяйство»),
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Отгадайте загадки.
Сначала дерево свалили,
Потом нутро ему долбили,
Потом лопатками снабдили
И по реке гулять пустили.
(Лодка)
Уступая ветру в споре,
Влеку я судно за собою.
(Парус)
Ни корабль, ни лодка,
Ни весёл, ни паруса,
А плывёт — не тонет.
(Плот)
Под водой она гуляет,
Нашу землю охраняет,
Выполняет наш наказ.
У неё есть зоркий глаз.
(Подводная лодка)
Бежит при ветре споро
Без вёсел и мотора.
(Парусник)
— Какой темой объединены все слова-отгадки? Зачем строят корабли? Что о них вы узнали на прошлом уроке? Какие бывают корабли? Как устроены морские суда?
2. Мотивация учебной деятельности
— Отгадайте загадку.
Быстро в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что же это?
— Мы с вами «отправлялись в плавание» на кораблях, «ездили» на автомобилях и поездах. А сегодня «полетим» на самолёте.
Прочитайте вопрос, заданный нам любопытным Муравьем. (Зачем строят самолёты?)
3. Работа по теме урока
— По традиции начнём урок с истории возникновения самолёта.
Самолёты — это летательные аппараты для полётов с помощью двигателей и крыльев. Это нужные машины: они возят людей, доставляют тяжёлые грузы. Все самолёты вместе называются авиацией.
Человек всегда мечтал подняться в небо, летать, как птица. Люди изобретали летательные аппараты, которые постепенно становились сложнее, надёжнее и удобнее. А с чего всё начиналось? Узнаем об этом из рассказа «Как человек научился летать?» Я буду читать текст, а вы постарайтесь запомнить названия первых летательных аппаратов.
Учитель читает первые шесть абзацев рассказа (Хрестоматия, с. 71-72).
— О каких летательных аппаратах было сказано в тексте? (О воздушном шаре, аэростате, дирижабле.)
Учитель читает 7-9 абзацы рассказа и показывает иллюстрации с изображениями первых самолётов из книги «Техника для детей. Первые шаги». Затем текст дочитывается до конца.
— Как же устроен самолёт? Познакомиться с этим нам поможет иллюстрация на странице 67. Рассмотрите изображение самолёта.
Благодаря крыльям самолёт держится в воздухе. Как это происходит? Двигатель сообщает крылатой машине большую скорость. Чем она выше, тем сильнее встречный поток воздуха. Поток как бы подныривает под крыло, давит на него снизу. Так создаётся подъёмная сила, которая отрывает самолёт от земли и держит его в воздухе.
Задняя часть самолёта оснащена хвостовым оперением, которое придаёт машине устойчивость. И крыло, и хвостовое оперение прикрепляются к корпусу самолёта — фюзеляжу. В нём расположены кабина экипажа, механизмы управления самолётом, салон для пассажиров, грузовые отсеки.
У маленьких самолётов двигатель размещают в передней части фюзеляжа. Обычно же двигатели располагают на крыльях. Но у некоторых самолётов двигатели устанавливают в задней части корпуса.
Очень важная часть самолёта — шасси. Это тележки с колёсами на толстых упругих шинах. Без них нельзя ни взлететь, ни приземлиться. Во время полёта шасси убирают внутрь фюзеляжа или крыла, чтобы уменьшить сопротивление воздуха.
Найдите на странице 92 такой же рисунок без подписей. Назовите части самолёта, которые вы запомнили. Проверьте с соседом по парте друг друга.
А теперь найдём все детали самолёта и покажем их на модели.
— Агрегаты у самолётов одинаковые. Но почему-то самолёты — разные. Рассмотрите рисунки на странице 66. Расскажите о назначении самолётов.
По назначению самолёты делятся на гражданские и военные.
К гражданским относятся: транспортные (пассажирские, грузопассажирские, грузовые), спортивные, рекордные (для установления рекордов скорости, высоты и др.), туристические, административные, учебно-тренировочные, сельскохозяйственные.
Первый тренировочный самолёт У-2 был построен в двадцатых годах двадцатого столетия. Маленький и лёгкий, он летал зимой и летом. Большую службу сослужил он стране в годы Великой Отечественной войны.
Если есть возможность, учитель показывает кадры кинофильма «Небесный тихоход» (или «Беспокойное хозяйство»).
Затем появился учебно-тренировочный самолёт с двумя кабинами, закрываемыми прозрачным стеклом, — Як-18.
Учитель показывает иллюстрации самолётов из книги «Техника для малышей».
— Пассажирскими самолётами являются такие лайнеры, как ТУ-144, ТУ-124, ТУ-204.
Транспортным является самолёт АН-72.
Лёгкий маленький самолёт «Фермер» незаменим в сельской местности. Он перевозит людей, распыляет удобрения, химикаты.
Самолётный спорт включает полёты на самолётах разных весовых категорий. Пилоты-спортсмены устанавливают рекорды на скорость, высоту, дальность, продолжительность полёта. Они соревнуются в искусстве выполнения фигур высшего пилотажа, в самолётовождении по маршруту, в открытой и закрытой кабинах, днём и ночью, в любых метеорологических условиях.
Военные самолёты внешне очень похожи на обычные, гражданские. Но у них совсем другая работа. Они защищают наше мирное небо. Существует много различных боевых самолётов. Каждый из них имеет своё название. Самолёт-истребитель уничтожает самолёты противника в воздухе, на земле и на воде. Самолёты-разведчики фотографируют местность в дневное и ночное время.
Когда мы говорим об авиации, нельзя не сказать о вертолётах. Внешне эти летательные аппараты похожи на самолёты и выполняют ту же работу, что и самолёты. Чем же они отличаются от самолётов?
Вертолёт может висеть в воздухе на одном месте, двигаясь боком, пятиться задом. Вертолёт может приземлиться в недоступных для другого транспорта местах. Вертолёты состоят на службе в гражданской и военной авиации.
Учитель помазывает иллюстрации вертолётов.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Найдите на рисунке в рабочей тетради (с. 46) старинные самолёты и отметьте их галочкой. Чем они похожи на современные самолёты, а чем различаются?
Объясните Муравьишке, зачем строят самолёты.
Покажите и назовите ещё раз устройства для полёта самолёта на нашей модели.
Прочитайте вывод на странице 67.
Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.