Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки
Что общего у разных растений?
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Первоклассники познакомятся с тем, из каких частей состоит растение; научатся их находить, показывать и называть эти части.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: коллекции «Гранит», «Известняк»; интерактивная доска, презентация (слайды с изображениями различных растений); шишки сосны; перфокарты «Части растений», таблица «Части растений», иллюстрация с изображением дерева, плоды (яблоки, горох, мак, арбуз), блюдца, нож; листы из гербария или живые сорные растения.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Вспомните, что мы с вами можем увидеть под ногами? О каких горных породах мы говорили на прошлом уроке? Чем они различаются?
Среди предложенных вам камней найдите гранит и известняк. Назовите «родственников» известняка. Где используют гранит?
2. Мотивация учебной деятельности
— Посмотрите на изображенные предметы.
Учитель показывает презентацию.
— Как одним словом можно назвать все предметы, которые вы увидели? (Растения.)
Они все такие разные! А есть ли у растений что-то общее? На этот вопрос нам предстоит ответить на уроке. Прочитайте тему сегодняшнего урока на странице 22 учебника. (Что общего у разных растений?)
Что мы узнаем на уроке и чему будем учиться? (Узнаем, из каких частей состоит растение. Научимся находить, показывать и называть эти части.)
3. Работа по теме урока
— Рассмотрите изображение кабачка в учебнике и мака на таблице. Найдите на них листья и покажите.
Дети работают по учебникам, один ребёнок — у доски.
— Какие части растений вы знаете? Познакомимся с ними подробнее. К чему прикрепляются листья у кабачка и мака? Прочитайте название.
Какого цвета стебель? Сравните стебли мака и кабачка. У мака стебель прямой, он растёт вверх. У кабачка стебель вьющийся, он может лежать на земле или подниматься вверх, цепляясь за что-нибудь.
Что ещё, кроме листьев, есть на стебле? Сколько цветков на стебле у мака? А сколько на стебле у кабачка? Количество цветков может быть разным, но они есть.
Спускаемся по стеблю вниз. Зелёная часть растения заканчивается. Какого цвета следующая часть растения? Прочитайте её название.
Корень — подземная часть растения. С помощью корня растение держится в земле и не сдувается ветром, получает из почвы воду, полезные вещества, а часто и размножается.
Мы с вами назвали корень, стебель, лист и цветок. Что ещё есть у растений?
Сравните плоды с семенами у мака и кабачка. Они разные. Но оба они появились на месте цветка после того, как у цветка завяли и опали лепестки. С помощью семян растения размножаются. Плоды могут быть крупные или мелкие, сочные или твёрдые.
На многих растениях, например на дубе, вырастают твёрдые плоды. Каждый плод имеет прочную оболочку — скорлупу, которая защищает находящийся внутри орех. Эти орехи и есть семена дуба. Семена мака созревают внутри прочной коробочки.
— Семена растений могут быть заключены в плоды, стручки или коробочки. Количество семян в них может быть от одного до нескольких тысяч. Например, у кокосовой пальмы вырастает несколько очень крупных, тяжёлых семян. А у орхидеи образуется несколько тысяч крошечных, лёгких семечек.
Плодовые деревья такие, как вишня и слива, содержат внутри своих плодов по одному семечку, которое заключено в прочную, словно каменную, скорлупу. А арбузы и бананы содержат в мякоти своих плодов множество семян.
Практическая работа
Учитель ставит на стол корзину с плодами.
— Что у меня в корзине? Как это всё назвать одним словом? Что внутри у этих плодов? Давайте посмотрим.
Учитель разрезает яблоки, дети самостоятельно раскрывают стручки гороха и коробочки мака.
— Разложите семена на странице 13 рабочей тетради рядом с изображениями плодов. Сравните их по форме, величине, цвету.
А теперь — сюрприз!
Учитель достаёт арбуз, предварительно разрезанный на дольки.
— Мы с вами знаем, что арбуз — это тоже плод. А внутри у него — семена.
Дети кладут семечку арбуза в квадратик. Дольку арбуза на блюдце отодвигают и оставляют до конца урока.
— У разных растений есть одни и те же части — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. А есть ли все это у деревьев?
Учитель прикрепляет на доску плакат с изображением дерева.
— Рассмотрите изображения деревьев на плакате и в учебнике. Найдите у них все названные нами части. Стебель у дерева — это его ствол с ветвями. Они толстые и твёрдые. Остальные части у лиственного дерева такие же, как у других растений. Обратите внимание на то, что я сказала «у лиственных деревьев». Что это значит?
Это значит, что у хвойных деревьев что-то не так. Что? У хвойных деревьев нет плодов. Вместо плодов у них шишки, состоящие из множества жёстких чешуек. Шишка растёт долго — два года. Вначале она зелёная, а когда семена в ней полностью созреют, становится коричневой. Чешуйки раскрываются, и семена выпадают.
Мы знаем, что почти у всех растений есть цветки. А Мудрая Черепаха знает об этом ещё больше. Прочитайте, что она говорит.
Рассмотрите рисунок клевера. Вы видите, как выглядит один цветок. Множество таких мелких цветочков собрано в соцветие. В центре большого цветка подсолнечника находятся сотни мельчайших цветочков. Из каждого такого цветочка образуется семечко.
Посмотрите на цветы, которые держит Мудрая Черепаха. Чем они различаются? (У тюльпана — один цветок, а у клевера — соцветие.)
Практическая работа
— Повторите ещё раз названия всех частей растений. Найдите их на рисунках яблони и крыжовника в учебнике.
Класс делится на группы. Каждая группа получает карточку с изображением какого-либо растения.
— Вы получили перфокарты. В прорезанные окошки вам надо вставить полоски с названиями частей растений.
Дети выполняют задание.
— А теперь рассмотрите растения, которые я принесла на урок.
Учитель раздаёт листы гербария или живые растения.
— В рабочей тетради зарисуйте эти растения так, чтобы были видны все изученные части растения. Обсудите в группе, правильно ли вы всё нарисовали.
Задания 2 и 3 выполняются на уроке, если остаётся время. Если нет, то дети должны выполнить их дома с помощью родителей.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Что общего у всех растений? Назовите эти части. Научились вы находить эти части у растений? Можете ли их показать и назвать? Значит, вы научились всему, о чём говорили в начале урока. Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?
Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.
— А теперь вы можете съесть свою часть плода арбуза.