Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки
Что растёт на подоконнике?
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Первоклассники познакомятся с названиями наиболее распространённых комнатных растений; научатся определять комнатные растения с помощью атласа-определителя.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: атлас-определитель, интерактивная доска, кинофильм «Комнатные растения», комнатные растения в горшках, карточки с изображениями комнатных растений; перфокарты «Части растений».
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Вспомните, какие общие части есть у всех растений. Перечислите их.
Дети заполняют перфокарты «Части растений».
Учитель проверяет выполнение заданий 2 и 3 из рабочей тетради.
2. Мотивация учебной деятельности
— Для того чтобы увидеть предметы, о которых пойдёт речь сегодня на уроке, не надо выходить на улицу. Сегодня мы говорим о предметах, находящихся в классе. Откроем
учебник на странице 24 и прочитаем вопрос, на который надо ответить.
(Что растёт на подоконнике?)
— О чём мы будем говорить? (О комнатных растениях.)
Что мы узнаем и чему научимся? (Узнаем названия комнатных растений нашего класса. Будем учиться определять комнатные растения с помощью атласа-определителя.)
3. Работа по теме урока
— На подоконниках в классе, в квартирах, в коридорах поликлиник растут комнатные растения. У них всегда зелёные листья. Такие растения называют вечнозелёными.
Многие наши лесные и луговые растения не могут долго жить в комнатах. Им не хватает света. Зимой они теряют листья. Для нормального развития лесным и луговым растениям необходимы другие условия. Почему же комнатные растения так хорошо чувствуют себя у нас в помещениях? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим фильм «Комнатные растения».
Учитель показывает фрагмент из фильма «Комнатные растения».
— Где находится родина привычных нам комнатных растений? Какая там постоянно погода?
Предки комнатных растений чаще всего были привезены к нам из жарких стран, из пустынь. На своей родине эти растения достигали большой высоты и толщины. Условия, в которых растения росли на своей родине, похожи на условия в комнате. Поэтому комнатные растения при правильном уходе могут радовать человека много лет.
Посмотрите на те растения, которые находятся у нас в классе. Давайте назовём знакомые вам растения. Какие-то из них вы видели в фильме, о других мы прочитаем в атласе-определителе.
Кактусы (учитель показывает) — многолетние растения. Они запасают и надолго сохраняют в себе влагу. Существует более 3000 видов кактусов. Их родина — Мексика. Многие кактусы в Мексике живут по 500 лет и достигают в высоту до 10 метров и нескольких метров в толщину. В засушливых местах с листовых пластин растений испаряется много влаги, необходимой растению, поэтому кактусы приспособились сохранять влагу за счёт того, что у них нет листьев. У некоторых кактусов остался только колючий, сочный стебель. Некоторые сплющили свои стебли до голых, листоподобных пластинок, например зигокактус, или декабрист (учитель показывает). Цветёт этот кактус в декабре, за что и получил своё второе название.
В пустынях кактусы единственные хранители влаги и часто спасают жизнь путешественникам. Колючки защищают растение от крупных животных.
Из каких стран к нам попали фикус, хлорофитум, сансевьера, драцена и алоэ (столетник)? Ответить на этот вопрос нам поможет атлас- определитель.
Дети работают на страницах 22-31 атласа. Тексты о растениях читает учитель или хорошо читающий ученик.
— Откуда к нам попали эти растения? (Из Индии и Африки.)
Посмотрите, какие растения изображены в учебнике на странице 24.
Прочитайте их названия. Какие из этих растений есть у нас в классе?
Закрасьте кружок рядом с каждым названным растением зелёным цветом. Какие названия показались вам сложными?
Сансевьера родом из Африки. Назвали это растение в честь итальянского князя Сансевиеро. Но у этого растения есть другое имя, его легче запомнить — «щучий хвост». Как вы думаете, почему сансевьеру так назвали? (За его длинные листья, которые цветом напоминают окраску щуки.)
Произнесите медленно название цветка гиппеаструм. Не услышите ли вы какое-то знакомое слово?
Правильно, «аструм» похоже на «астра». «Астра» в переводе — звезда. Если перевести название цветка полностью, то получится «кавалер со звёздой». К нам этот «кавалер» приехал из Америки.
Какую интересную информацию приготовила нам Мудрая Черепаха?
Дети читают текст на странице 25 учебника.
— Найдите на фотографиях родину кактусов и бегоний. Проверьте себя.
Практическая работа
— Если вы захотите подробнее узнать об остальных растениях, изображённых в учебнике, или о каких-то растениях нашего класса, вам понадобится атлас-определитель.
Ученики определяют 1-2 растения класса, а затем на странице 13 рабочей тетради зарисовывают одно из них.
Дидактические игры
Учитель проводит несколько игр для того, чтобы дети лучше запомнили названия комнатных растений.
Игра 1. «Найди такой же».
Педагог показывает классу иллюстрации с изображениями растений. Дети говорят название растения и находят его в классе.
Игра 2. «Угадай растение по описанию».
Педагог подробно рассказывает об одном из растений. Он отмечает, на что похоже растение, какие у него стебель, форма листьев, окраска цветов и их количество. Дети должны показать и назвать растение.
Игра 3. «Чего не стало».
Педагог ставит на стол 3-4 растения. Дети называют их. Затем педагог просит детей закрыть глаза и убирает одно растение. Открыв глаза, дети должны назвать растение, убранное учителем.
Игра 4. «Узнай растение по фрагментам».
— На странице 14 рабочей тетради даны 4 фрагмента, взятые из изображений комнатных растений. Дети должны найти эти растения на странице 24 учебника, а затем соединить линиями рисунки с названиями.
Творческая работа
— В прямоугольнике на странице 14 рабочей тетради дети рисуют своё любимое комнатное растение.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Что растёт у нас на подоконниках? Откуда родом эти растения? Какие из них вы можете назвать? Как с помощью атласа-определителя можно узнавать названия растений? Для чего мы выращиваем комнатные растения? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?
Прочитайте вывод на странице 25 учебника.
Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.