НАШ «КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ» — ЗЕМЛЯ - Урок 2 - ВСЕЛЕННАЯ, ВРЕМЯ, КАЛЕНДАРЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

НАШ «КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ» — ЗЕМЛЯ - Урок 2 - ВСЕЛЕННАЯ, ВРЕМЯ, КАЛЕНДАРЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• иметь представление о форме Земли, глобусе;

• знать устройство глобуса и условные обозначения на нём;

• находить на глобусе океаны и материки;

• определять их названия и число;

• находить на глобусе нашу страну;

• определять материк, на котором она расположена;

• изучить устройство компаса; определить стороны горизонта (действуя по инструкции); зафиксировать результаты определения, расставляя таблички.

Метапредметные результаты:

• по своим представлениям рисовать Землю — наш космический корабль;

• анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по солнцу;

• применять способ обозначения сторон горизонта, заполняя схемы в рабочей тетради;

• осуществлять самопроверку;

• работая в паре, предлагать маршрут кругосветного путешествия и соответствующие средства транспорта.

Личностные результаты:

• осознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле.

Оборудование. У учителя — магнитофон, запись песни «Притяженье Земли» (муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского); рисунок, изображающий плоскую Землю, лежащую на трёх слонах; портреты Христофора Колумба и Юрия Гагарина; большой глобус; мандарин. У учащихся — маленькие глобусы.

ХОД УРОКА

Актуализация знаний и умений. Музыкальной визитной карточкой данного урока, как и предыдущих, может служить песня «Притяженье Земли».

В начале урока повторяется материал предыдущего урока о горизонте, линии горизонта, сторонах горизонта и способах их определения без компаса и с помощью компаса.

Аналитический этап. Объяснение материала о форме Земли следует начать, отталкиваясь от того факта, что при движении наблюдателя вперёд линия горизонта тоже отодвигается вперёд. Долгое время древние люди считали Землю плоской, лежащей на трёх китах или трёх слонах и прикрытой куполом неба. Отступление линии горизонта вдаль при движении человека вперёд заставило учёных задуматься, является ли Земля плоской. Была выдвинута гипотеза, что Земля похожа на шар, и если двигаться в одну сторону, то в конце концов окажешься в том пункте, из которого начал двигаться. Эта идея казалась настолько не соответствующей тому, что люди наблюдали в повседневной жизни, что в неё никто не верил. Над учёными, выдвинувшими гипотезу о шарообразной форме Земли, смеялись, их преследовала церковь.

Первым в эту гипотезу поверил мореплаватель Христофор Колумб. (Учитель показывает детям портрет Колумба.) Он добился, чтобы снарядили экспедицию из трёх кораблей для путешествия в Индию. Эти корабли были парусные, небольшие, по сравнению с современными они кажутся крошечными. (Дети рассматривают рисунок парусного корабля на с. 10 учебника.) На таких судах около 500 лет назад Колумб отправился не на восток, где была Индия, а на запад. Через несколько месяцев он достиг островов близ побережья Америки, подумал, что достиг Индии, и вернулся в Испанию. Из Америки Христофор Колумб привёз то, чего не было тогда в Европе: кукурузу, картофель, перец чили, пряности, табак.

Первым же, кто совершил действительно кругосветное путешествие, был португалец Фернандо Магеллан. Он вернулся в порт после трёхлетнего плавания, из которого отплыл в 1519 году, пройдя Атлантический океан, обогнув Южную Америку, пройдя Тихий океан, обогнув Африку. Позднее многие мореплаватели повторили подвиг Магеллана, в том числе и наши флотоводцы Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев, Юрий Лисянский.

В конце XV века была построена и шарообразная модель Земли — глобус. Честь создания глобуса принадлежит немецкому географу и путешественнику Мартину Бехайму.

Дети рассматривают стоящие у них на партах глобусы. Учитель сообщает, что в XVIII—XX веках учёные тщательно рассчитали размеры Земли и обнаружили, что Земля — не шар и больше похожа по форме на мандарин. (Показывает мандарин и вместе с детьми делает вывод, что мандарин сплюснут.)

Тренировочные упражнения. Затем под руководством учителя дети проводят практическую работу по ознакомлению с глобусом: находят полюса (учитель обращает внимание, что полюса смещены относительно друг друга и Земля вращается как бы лёжа на боку), океаны, материки, низменности, возвышенности, горы.

Учитель может рассказать детям о том, что первым, кто своими глазами увидел, что Земля не плоская, был космонавт Юрий Гагарин.

Выводы и обобщения. В конце урока учитель вместе с детьми зачитывает вывод на с. 15 учебника, учащиеся выполняют задания № 5 и 6 на с. 10—11 рабочей тетради.

Физкультминутки. Выполняются упражнения под музыку песни «Притяженье Земли».

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 14—15 учебника; выполнить задание рубрики «Подумаем!» и ответить на вопросы рубрики «Проверим себя».

Рекомендации для занятий в семье. С помощью глобуса (если есть дома) или карты повторите с ребёнком названия океанов и материков, покажите путь Магеллана.

Глоссарий

Глобус - трёхмерная модель Земли или другой планеты.






Для любых предложений по сайту: [email protected]