МЕСЯЦ И ГОД - ВСЕЛЕННАЯ, ВРЕМЯ, КАЛЕНДАРЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

МЕСЯЦ И ГОД - ВСЕЛЕННАЯ, ВРЕМЯ, КАЛЕНДАРЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• иметь представления о связи естественных единиц измерения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли, за изменениями в природе от весны до весны, когда Земля делает полный оборот вокруг Солнца;

• давать научное объяснение изменению внешнего вида Луны в течение месяца, используя схему;

• выстраивать правильную последовательность месяцев года;

• осваивать старинный способ определения количества дней в каждом месяце.

Метапредметные результаты:

• устанавливать связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»;

• представлять единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев;

• проявлять творческую активность в создании сказочного образа «месяца» и «года» в виде антропоморфных или зооморфных существ с помощью словесного или изобразительно-прикладного творчества;

• прослеживать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и объяснять причины этого явления;

• моделировать смену лунных фаз в виде схемы-аппликации;

• отгадывать народные загадки, в том числе народов своего края, о Луне и соотносить образы загадок с разными лунными фазами;

• наблюдать изменение облика Луны и фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков.

Личностные результаты:

• осознавать важность наблюдения за живой и неживой природой: за «жизнью» Луны на ночном небе, за сменой времён года; развивать творческое воображение детей в процессе наблюдения за природой в течение года.

Оборудование. У учителя — куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах с узнаваемыми деталями сезонной одежды, которые по ходу урока будут быстро меняться; по возможности серп (или вырезанное изображение серпа) и прямая палочка, соразмерная серпу; хлеб круглой формы, краюшка хлеба, отрезанная от круглой буханки; волшебный клубочек. У учащихся — ножницы, клей; цветные карандаши или фломастеры.

ХОД УРОКА

Актуализация знаний и умений. Учитель начинает урок с загадки: «Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собачка лает, а достать не может». (Месяц.) Учитель продолжает: «Ребята, что такое «хлеба краюшка»? Кто хочет нарисовать на доске картинку к этой отгадке: дом, над ним — месяц, похожий на краюшку хлеба? (Ученики по желанию рисуют на доске такую картинку с месяцем.) А ещё месяц может быть похож на серп — старинное орудие труда, которым убирали с полей рожь, пшеницу. (Учитель демонстрирует серп (или его изображение), показывая движениями, как работали этим орудием труда. Затем показывает в одной руке серп, в другой — краюшку хлеба.) А теперь сравним, чем по форме похожи и чем различаются краюшка хлеба и серп?» (У них одинаковая округлая с одной стороны форма; но у краюшки вторая сторона прямая, а у серпа внутренняя сторона также округлая, рожки остренькие, весь серп тоненький, а краюшка более объёмная, толстенькая.)

Учитель: «Вот вам ещё загадка: «Сивый жеребец, круглый, как венец, белыми очами на весь мир глядит». Что это? (Луна.) А теперь вспомним, что такое Луна. (Холодное небесное тело, которое вращается вокруг Земли, спутник Земли.) Кто может сделать на доске рисунок, как Луна «смотрит на весь мир», допустим, на ту же бабушкину избушку — как в первой загадке? (Кто-либо из детей делает рисунок. Теперь на доске рядом — два одинаковых рисунка, с той только разницей, что на первом из них над домиком изображена, допустим, «молодая» Луна — серповидный месяц с рожками влево, а на втором — «полная» Луна.) А теперь вопрос для самых наблюдательных: всегда ли Луна на небе выглядит одинаково, как круглый венец, как шар, как целая круглая буханка хлеба? (Нет. Луна на небе выглядит по-разному: иногда мы видим Луну в форме тонкого серпа, иногда — в виде плотной краюшки хлеба. В том и другом случае мы называем её месяцем.)

Целеполагание. Итак, какую видимую форму Луны на небе люди называют словом «месяц»? (Когда Луна видна на небе в форме серпа, краюшки хлеба.) Видите, оказывается, для разной видимой формы Луны на небе люди издавна используют два разных слова. Давайте попробуем разобраться, почему же Луна »на небе выглядит по-разному и почему у слова «месяц» есть второе значение — единица времени, которая состоит из четырёх недель».

Аналитический этап. Учитель читает текст на с. 24—25 учебника. Иллюстрирует свой рассказ рисунками на доске, а также использует серп для наглядного изображения разных фаз Луны. При этом показывает детям серп рожками влево и приставляет к ним палочку — это образ буквы «р» (месяц «растёт», он молодой); серп рожками вправо — это образ буквы «с» (месяц «стареет»). Ближе к новолунию видимая нам часть Луны всё больше начинает походить на серп, ближе к полнолунию она больше становится похожа на краюшку хлеба. В полнолуние же Луна похожа по форме на целую круглую буханку хлеба. Учитель показывает детям круглую буханку. В новолуние мы Луны на небе совсем не видим. Время, которое проходит от одного новолуния до другого, и называется месяцем. Примерно за это время Луна делает полный оборот вокруг Земли.

Тренировочные упражнения. Затем учитель предлагает детям рассмотреть схему на с. 24—25 учебника. Помогает разобраться в ней и дать научное объяснение лунному циклу, между фазами которого проходит по неделе. Просит сравнить фотографии двух пейзажей с Луной в разных фазах, назвать эти фазы, определив, «стареет» или «растёт» Луна, изображённая на фотографии слева от схемы, привести доказательства своему утверждению.

Для закрепления материала дети выполняют задание № 1 на с. 18 рабочей тетради.

Далее учитель предлагает ученикам рассмотреть фотографию двусторонней игрушки-месяца вверху на с. 24 учебника и придумать собственное сказочное объяснение изменению облика Луны. Такую игрушку можно сделать из двух склеенных вместе частей, на одной изобразить бодрствующий молодой месяц, на другой — месяц старый, спящий; укрепить между частями прутик (по такому же принципу, как выполнялась игрушка «День — ночь»). Это задание может быть предложено в качестве домашнего. В классе детьми выполняется задание № 3 на с. 19 рабочей тетради.

Аналитический этап. Учитель может рассказать учащимся народные сказки, связанные с Луной. Например, японская сказка о лунном зайце: «Однажды в гости к зайцу зашло божество. Хозяину нечем было угостить высокого гостя. И, чтобы не нарушать законов гостеприимства, заяц сам бросился в огонь, решив послужить угощением. Божество, поражённое благородством зайца, выхватило беднягу из огня и забросило на небо. Теперь заяц вечно живёт на Луне, служа всем живущим на Земле примером благородства и самоотверженности». Учитель говорит детям о том, что, правда, в ясную ночь полнолуния можно разглядеть на Луне фигуру, которая может походить на зайца или ещё на каких-либо животных или людей. На самом же деле мы даже невооружённым глазом, без наших помощников — приборов, видим лунные пейзажи — кратеры и возвышенности. Если есть возможность, учитель демонстрирует детям фотографии Луны.

Тренировочные упражнения. Учитель предлагает детям вместе с родителями провести наблюдения за жизнью Луны на небе в течение месяца и потом поделиться своими впечатлениями в классе, сделать рисунки и в завершение этой работы выполнить задание № 2 на с. 18 рабочей тетради.

Аналитический этап. Далее учитель читает детям сербскую сказку в обработке С. Маршака «Отчего у месяца нет платья» о чудесных превращениях луны:

Заглянул полумесяц к портному,

Не к небесному, а к земному.


— Сшей мне, мастер, нарядное платье.

Буду по небу в праздник гулять я.


Снял портной с полумесяца мерку,

Приглашает его на примерку.


Но всего за четырнадцать дней

Вдвое сделался месяц полней.


И в плечах и в груди ему тесно, —

Так поправился месяц небесный!


Чуть не плачет с досады портной:

— Что за бес подшутил надо мной!

Ваша светлость слегка пополнела

Иль от стирки материя села, —


Я, по правде сказать, не пойму...

Ладно! Новую мерку сниму.


Вот проходят за сутками сутки.

Не теряет портной ни минутки.


Ну, а месяц, гуляка ночной,

Стал тем временем полной луной.


Примеряет он тесное платье

И, вздыхая, бормочет проклятья:


— Греховодник, мошенник, злодей!

Постыдился бы добрых людей.

За последних три дня и три ночи

Платье стало тесней и короче!


Ничего не ответил портной.

Где уж спорить портному с луной.


Снял он мерку с заказчика снова:

— Будет к празднику платье готово!


Швы у платья портной распорол,

Грудь расширил, надставил подол.


Доработать осталось немножко,

А уж месяц стучится в окошко.


Да не месяцу а тоненький серп:

В это время он шёл на ущерб.


Не луна, а всего половинка:

Только рожки да круглая спинка.


Весь затрясся от гнева портной:

— Нет, довольно шутить надо мной!


Угодить вам пытался я сдуру.

Что ни день вы меняли фигуру:


То вы делались круглым, как блин,

То худым, точно этот аршин.


Шить вам платье — пустое занятье.

Оставайтесь-ка лучше без платья!

Во время чтения сказки дети показывают руками, как меняется облик главного героя от строфы к строфе. Вначале руки от локтя тесно прижаты одна к другой перед грудью, затем руки разводятся, имитируя полукруг, а потом — круг, после этого снова начинают сдвигаться. Можно использовать и мимику: вначале щеки втянуты, затем постепенно надуваются, а потом снова начинают спадать.

Учитель: «Ребята, давайте вспомним, какие единицы измерения времени нам уже известны. (Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц.) А сколько времени каждому из вас приходится ждать от одного дня рождения до другого? (Год.) Да, в песенке из одного мультфильма даже есть такие слова: «К сожаленью, день рожденья только раз в году!» Учитель просит каждого посмотреть на схему года на с. 26 учебника, поставить пальчик на месяц своего рождения; начиная с этого месяца, посчитать все месяцы по кругу, чтобы вернуться к «своему» месяцу; сравнить полученное количество месяцев с числом, которое получилось у соседа по парте. Учитель вместе с детьми делает вывод: «В году двенадцать месяцев».

Загадывает загадку: «Стоит дуб о двенадцати ветвях; на каждой ветви по четыре гнезда; в каждом гнезде по шести простых яиц, а седьмое — красное». (Год, двенадцать месяцев, по четыре недели в месяце, в неделе — семь дней, седьмой день — воскресенье.)

Учитель продолжает: «Год — ещё одна единица измерения времени, очень и очень важная. Сейчас наши куклы покажут вам сценку, а вы попробуете догадаться, о чём идет речь». Учитель с детьми-помощниками показывает остальным ученикам в классе, как выглядят куклы Мальчик и Девочка, когда в их одежде появляются детали, связанные с сезонными изменениями в природе. Так учитель подводит детей к выводу, что в течение года в природе происходят большие изменения, и люди это издавна и всегда замечают, потому что эти изменения очень влияют на жизнь каждого человека.

Тренировочные упражнения. Далее дети читают на с. 26 учебника объяснение, что же такое год (время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца), и выполняют задание № 4 на с. 19 рабочей тетради.

Аналитический этап. Затем учитель объясняет, что такое високосный год. Ещё раз помогает разобраться в схеме круглого года. Для закрепления знания о последовательности месяцев в году можно использовать игру: учитель перекидывает волшебный клубочек одному из детей, произвольно назвав любой из месяцев. Передавая клубочек друг другу, дети называют месяцы, идущие по порядку за тем месяцем, что назвал учитель, так, чтобы к учителю клубочек вернулся с концом годового круга. Можно поиграть несколько раз, чтобы этим игровым действием проиллюстрировать выражение «круглый год»: откуда ни начнёшь перечислять названия месяцев, они все идут в одной последовательности и возвращаются к исходному названию — словно крутится колесо.

Тренировочные упражнения. Завершается изучение последовательности месяцев в году выполнением задания № 5 на с. 19 рабочей тетради.

Аналитический этап. Продолжая урок, учитель показывает старинный способ определения количества дней в каждом из месяцев с помощью косточек на руке, сжатой в

Тренировочные упражнения. Учитель просит детей разбиться на пары и потренироваться в освоении этого способа. Переходя от группы к группе, следит за правильностью выполнения задания и помогает в случае необходимости.

Выводы и обобщения. В конце урока учитель делает вывод, используя метод незаконченных предложений: дети завершают начатую учителем фразу.

Региональный компонент. Подберите в языках народов своего края ряд совпадающих названий (омонимов) Луны как небесного тела и месяца как единицы измерения времени. Найдите в творчестве народов края загадки, пословицы, присловья, песни, сказки, легенды с образами месяца и двенадцати месяцев.

Физкультминутки. Дети разбиваются на группы по трое и исполняют «космический» танец: «Солнце» стоит на месте (руки у груди, пальцы сжаты в кулак, затем — руки вверх, пальцы врозь, словно лучи), вокруг «Солнца» кружится «Земля», а вокруг «Земли» — «Луна».

Для физкультминутки можно использовать сербскую сказку в обработке С. Маршака «Отчего у месяца нет платья».

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 24—27 учебника. Выполнить рисунки или сделать игрушки, в которых Луна, месяц, год были бы изображены в виде сказочных персонажей.

Рекомендации для занятий в семье. Попросите ребёнка объяснить вам старинный способ определения дней в каждом месяце по косточкам на руке, сжатой в кулак. Почитайте с ребёнком следующие произведения: «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Синичкин календарь» В. Бианки, «Старик-годовик» В. Даля. Вместе в течение месяца выполните задание № 2 на с. 18 рабочей тетради.






Для любых предложений по сайту: [email protected]