ВРЕМЕНА ГОДА - ВСЕЛЕННАЯ, ВРЕМЯ, КАЛЕНДАРЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

ВРЕМЕНА ГОДА - ВСЕЛЕННАЯ, ВРЕМЯ, КАЛЕНДАРЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• объяснять причину смены времён года с помощью схемы;

• называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года;

• перечислять времена года в правильной последовательности;

• называть (опираясь на годовой круг в учебнике) месяцы каждого сезона;

• понимать условность начала перечисления времён года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге.

Метапредметные результаты:

• предлагать для каждого времени года рисунки-символы;

• устанавливать по схеме связь сезонных изменений в природе с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси;

• объяснять причины смены времён года;

• моделировать их в виде схемы-аппликации;

• придумывать сказочное объяснение смены времён года, иллюстрировать его рисунком;

• инсценировать мини-спектакли о жизни природы в разные времена года;

• наблюдать и определять реальную длительность сезонов своего края;

• выявлять среди них специфические сезонные явления;

• подбирать в языках народов своего края названия времён года и соответствующих им явлений природы.

Личностные результаты:

• понимать важность связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца.

Оборудование. У учителя — куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах и сезонные детали их одежды; глобус, фонарик; волчок, выполненный в форме годового круга на основе зубочистки или спички, вставленной в центр. У учащихся — цветные карандаши или фломастеры; ножницы, клей.

ХОД УРОКА

Актуализация знаний и умений. В начале урока учитель просит детей открыть учебники на с. 28. Приглашает одного из учеников исполнить роль учителя, тот читает вопросы рубрики «Вспомним», как будто адресуя их куклам- помощникам. Другие учащиеся отвечают за кукол.

Целеполагание. Учитель: «А теперь давайте проверим вашу наблюдательность. Чем отличается годовой круг на с. 28 учебника от круга, изображённого на с. 26? Почему годовой круг художник сделал разноцветным? Почему он подобрал именно такие цвета, которые последовательно и плавно сменяют друг друга? Сколько основных цветов мы можем выделить на этой схеме?» (Художник с помощью четырёх разных цветов объединил в четыре группы по три месяца все двенадцать месяцев, из которых состоит круглый год. Выбор цвета для каждой группы определяется тем, какой именно цвет в природе больше всего останавливает внимание человека в течение месяцев той или иной группы. Основные цвета на схеме — зелёный, красный, жёлтый, синий.)

Аналитический этап. «Четыре группы месяцев, которые художник на схеме выделил разными цветами, называются временами года. Какие цвета характерны для каждого времени года? Весной после долгой зимы нас больше всего радует появление молодой зелени; летом цветут красочные цветы, появляются яркие плоды, поэтому лето издавна зовут красным; осенью природа поражает нас золотым цветом жёлтых увядающих листьев; а зимой наше зрение умиротворяет отливающая холодной синевой белизна чистого снега.

Давайте сравним наши ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника (с. 28), и представим, что мы с вами гуляем в тех местах. Опишем с помощью слов наши впечатления от мысленной прогулки». (Учитель выслушивает ответы детей.)

Затем учитель обращает внимание детей на фотографию игрушки-крестушки вверху с. 28 учебника и спрашивает, что общего у неё с кругом и что она может символизировать. Загадывает загадку:

В саду царском стоит дерево райское:

На одном боку цветы расцветают,

На другом — плоды созревают,

На третьем — листы опадают,

На четвёртом — сучья подсыхают.

Обсуждаются отгадки: год; времена года: весна, лето, осень, зима; сучья подсыхают от того, что зимой сильный мороз вымораживает влагу из деревьев.

Тренировочные упражнения. Далее детям предлагается выполнить задание № 1 на с. 20 рабочей тетради.

Затем учитель читает текст на с. 28 учебника. После этого раскручивает волчок, сделанный в форме годового круга со вставленной в центр спичкой или зубочисткой. Предлагает детям начать перечисление времён года с названия того фрагмента, которым волчок касается поверхности.

Аналитический этап. Учитель: «Давайте предположим, что у огромного земного шара и сутки огромные. Длиною в год. Тогда на какое время суток была бы похожа весна? (Утро.) Осень? (Вечер.) Какие ещё времёна года и суток мы не назвали? Какие две пары мы можем составить из этих отрезков времени? (Лето — полдень; зима — ночь.) Как вы думаете, отчего сменяются времена года? В старину люди придумывали очень красивые, поэтичные объяснения этому явлению. Вот, например, как сказочно рассказывает о приходе весны загадка: «Прилетела павушка, села на пригорышке; распустила пёрышки для зелёной травушки». Вот и вы пофантазируйте — придумайте своё сказочное объяснение смене времён года». Учитель выслушивает детей.

Затем учитель читает текст на с. 29 учебника, подтверждая научное объяснение смены времён года показом модели этого процесса на глобусе, освещаемом фонариком: смена времён года связана с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси.

Тренировочные упражнения. После этого учитель предлагает детям рассмотреть схему на с. 29 учебника и повторить, как они поняли причину существования сезонности в природе.

Из-за наклона земной оси зимой мы видим, что солнце, поднимаясь невысоко над горизонтом, освещает землю косыми лучами и прогревает её поверхность плохо. А летом солнце поднимается высоко над горизонтом, на землю падают прямые солнечные лучи и хорошо прогревают её поверхность. Кроме того, на основе схемы можно обратить внимание детей на то, что в зонах Северного и Южного полюсов в связи с наклоном земной оси лето — это действительно длинный день без ночи, а зима — длинная ночь без дня. Поэтому лето и зиму на полюсах можно так и назвать — полярный день и полярная ночь. Для закрепления знаний дети выполняют задание № 2 на с. 20 рабочей тетради.

Аналитический этап. Учитель: «А теперь мы с вами познакомимся с новым понятием — явление природы. Что означает слово «явление»? (Когда что-то показывается, появляется, становится видимым.) Явления природы — это такие события, когда природа предстаёт перед нами в разных своих видах, в разных образах. Мы не можем наблюдать такие явления природы, как вращение земного шара вокруг своей оси или его движение по орбите вокруг Солнца, но видим другие природные явления как результат этого вращения — смену дня и ночи, смену сезонов. Есть явления природы, которые связаны с разными временами года. Их мы наблюдаем всё время в нашей жизни и называем сезонными».

Тренировочные упражнения. Затем учитель читает текст на с. 30 учебника, предлагает детям рассмотреть рисунки и рассказать, какие сезонные явления природы можно наблюдать в разные времена года. Делит класс на подгруппы и каждой даёт задание разыграть сценку из жизни, показывая, как разные явления природы определённого сезона влияют на деятельность и поведение людей. Дети играют за кукол- помощников: смотрят сценку за сценкой и угадывают, какое время года изображают другие ученики, надевая на кукол ту или иную сезонную деталь одежды.

Для закрепления знаний о явлениях природы учащиеся выполняют задания № 4 и 5 на с. 21 рабочей тетради.

Выводы и обобщения учащихся. Занятие заканчивается ответами детей на вопросы рубрики «Проверим себя» (с. 31 учебника). Выводы урока делаются методом игры в незаконченные предложения: учитель начинает предложение, ученики завершают его.

Региональный компонент. Обратите внимание детей на реальную длительность времён года, характерную для своего края. Назовите на уроке те сезонные явления природы, которые нельзя наблюдать в других регионах, и по возможности объясните причину этого, используя схему и модель движения Земли вокруг Солнца. Подберите в языках народов своего края соответствующие названия времён года. Найдите в творчестве народов своего края и продемонстрируйте детям пословицы, присловья, загадки, сказки, особую одежду, изображения транспорта и т. д., связанные с особенностями времён года и сезонными явлениями природы.

Физкультминутки. Имитация явлений природы средствами пантомимы: дождь — встряхивание пальцев, стук пальцами по партам; ветер — раскачивание поднятых рук, наклоны туловища; молния — резкое выкидывание рук перед туловищем и т. д.

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 28—31 учебника, задание № 3 на с. 21 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Побеседуйте с ребёнком о причине реальной длительности каждого времени года в вашем крае, не совпадающей с равными календарными частями года (по три месяца каждый). Используйте в беседе глобус или схему в учебнике. Прочитайте рассказ К. Д. Ушинского «Четыре желания». Помогите ребёнку сделать рисунок-небывальщину, в котором встречались бы несовместимые сезонные явления природы.






Для любых предложений по сайту: [email protected]