ПРАЗДНИКИ ДЛЯ ВСЕХ - ВСЕЛЕННАЯ, ВРЕМЯ, КАЛЕНДАРЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

ПРАЗДНИКИ ДЛЯ ВСЕХ - ВСЕЛЕННАЯ, ВРЕМЯ, КАЛЕНДАРЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике.

Метапредметные результаты:

• описывать празднование одного из этих праздников в своём городе (селе);

• иллюстрировать рассказ фотографиями (компьютерной презентацией);

• определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками.

Личностные результаты:

• понимать важность праздников современного российского гражданского календаря как способа дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания.

Оборудование. У учителя — куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; настенный календарь; государственная символика России; праздничная атрибутика (шарики, гирлянды, флажки, плакаты, праздничные открытки, карнавальные маски и т. п.); магнитофон, записи музыкальных фрагментов, соответствующих определённым праздникам. У учащихся — цветные карандаши или фломастеры.

ХОД УРОКА

Целеполагание. Учитель: «Ребята, знаете, о чём сегодня говорили наши помощники? Они вспоминали, как мы на прошлом уроке познакомились с праздником Ураза-байрам, который отмечают в тех семьях, где исповедуется мусульманская вера. Но вот что никак не могли решить наши помощники: есть ли такие праздники, которые празднует вся страна, все люди, живущие в Российской Федерации? Какие праздники являются общими для всех граждан России, независимо от веры, национальности, места жительства? И как об этих праздниках узнают все жители нашей страны? Ребята, если вы знаете ответы на эти вопросы, помогите нашим друзьям». (Учитель выслушивает мнения детей.)

Актуализация знаний и умений. «Давайте обратимся за помощью к календарю — хранителю времени. Но сначала вспомним, в каком порядке идут месяцы года. Для этого мне нужны будут двенадцать помощников. Каждый получит игровое имя — название месяца. А остальные должны будут помочь им встать по порядку». Для облегчения задачи лучше начать выстраивать порядок зимних месяцев, затем весенних и т. д. После установления последовательности можно усложнить задачу: учитель называет месяц, а откликнуться должны его «соседи по календарю» — месяцы, идущие до или после названного.

Аналитический этап. Учитель: «Теперь, когда мы вспомнили порядок месяцев, можно отправляться в путешествие по календарю. Посмотрите, даты календаря отмечены разными цветами. Одни напечатаны чёрной краской, другие — красной. Почему? Почему именно красным цветом выделяют праздничные, выходные дни?» (Красный цвет означает праздник; красный — красивый; красный цвет хорошо заметен.)

Далее учитель читает текст на с. 40—41 учебника. Рассказывает детям о конкретных праздниках, показывает расположение их дат в календаре. Предлагает догадаться, какие праздничные дни запечатлены на фотографиях рубрики «Заглянем в семейный альбом» на с. 41—42 в учебнике. Просит назвать приметы праздника, которые помогли детям ответить на вопрос. Спрашивает учащихся, как принято встречать тот или иной праздник в их семьях. Уточняет вместе с детьми, каковы традиции празднования общегражданских праздников в родном городе (селе). Учитель также напоминает о том, как отмечаются праздничные дни в школе, классе. По возможности подкрепляет рассказ фотографиями из альбома классных событий. Обсуждает с детьми, что у каждого праздника есть свои украшения, своя музыка. Подтверждает это показом соответствующей праздничной атрибутики (государственная символика России, шарики, флажки, гирлянды, плакаты, открытки). Учитель может обсудить с детьми уместность тех или иных атрибутов на конкретных праздниках (то, что подходит к празднованию Нового года, может быть неудачным при проведении Дня Победы, Дня защитника Отечества и даже может огорчить ветеранов, быть показателем неуважения к ним). Включая музыкальные отрывки, учитель просит детей догадаться, какому празднику соответствует мелодия.

Тренировочные упражнения. Затем дети придумывают и рисуют символы праздников в задании № 1 на с. 28—29 рабочей тетради (тема «Красные дни календаря» в 1-м и 2-м изданиях), а также отвечают на вопросы рубрик «Подумаем!» и «Проверим себя» на с. 43 учебника.

Выводы и обобщения. В конце занятия учитель читает выводы урока на с. 43 учебника, спрашивает у детей, кто согласен с выводами, кто хочет что-либо добавить.

Региональный компонент. Познакомьте детей с памятниками, улицами, площадями своего города (села), с биографиями своих земляков, связанными с праздничными днями современного общегражданского российского календаря.

Физкультминутки могут быть проведены в форме зарядки под одну из записей праздничных мелодий.

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 40—43 учебника, задание № 2 на с. 29 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Вместе с ребёнком найдите в семейном альбоме фотографии, сделанные во время празднования Дня знаний, Нового года, Дня защитника Отечества, Международного женского дня и других праздничных дней общегражданского календаря. Расскажите ребёнку о том, как отмечались эти праздники в вашем детстве. Выполните вместе задание № 2 на с. 29 рабочей тетради.






Для любых предложений по сайту: [email protected]