НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ - ВСЕЛЕННАЯ, ВРЕМЯ, КАЛЕНДАРЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ - ВСЕЛЕННАЯ, ВРЕМЯ, КАЛЕНДАРЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• знать некоторые народные приметы на погоду своего

• определять, наблюдения за какими именно явлениями природы служат основой для народных примет на погоду;

• наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе.

Метапредметные результаты:

• соотносить народные приметы с ощущениями разных органов чувств;

• проверять народный прогноз погоды по ближайшему дню-погодоуказателю;

• сравнивать результат с прогнозом метеорологов;

• отражать наблюдения в календаре долгосрочных прогнозов погоды;

• сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края.

Личностные результаты:

• понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней.

Оборудование. Куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; карта России; православный календарь; еловые или сосновые шишки.

ХОД УРОКА

Актуализация знаний и умений. В начале урока учитель предлагает детям ответить на вопросы рубрики «Вспомним» на с. 44 учебника.

Целеполагание. Затем учитель сообщает, что сейчас несложно узнать, какой будет погода завтра и даже через неделю. Можно послушать прогноз погоды по радио, телевизору, заглянуть в Интернет. Потом учитель берёт кукол-помощников в национальных костюмах и говорит: «А теперь представьте себе, что мы перенеслись на много лет назад. На 200 лет. Или даже на 300. Эти дети (указывает на кукол-помощников) собираются завтра рано-рано утром пойти в лес. Как они могут узнать, какой будет погода? Давайте послушаем их разговор». Учитель разыгрывает кукольную сценку:

Девочка:

— Ну что, пойдём завтра в лес, как задумали?

Мальчик:

— Пойдём, конечно.

Девочка:

— А если дождь?

Мальчик:

— Так ты на солнце посмотри!

Аналитический этап. Учитель продолжает: «Что за странный разговор, ребята? Разве можно по виду солнца предсказать, какой будет погода? Как называются наблюдения за природой, по которым можно предсказывать погоду? Сейчас я прочитаю вам, что рассказывает об этом учебник. А вы внимательно слушайте и постарайтесь услышать те приметы, которые пригодятся нашим помощникам для похода в лес». Учитель читает текст на с. 44—45 учебника. После прочтения берёт кукол и предлагает ученикам подсказать им подходящие приметы из тех, что только что прозвучали.

Учитель: «Ребята, сейчас я ещё раз прочитаю приметы, а вы постарайтесь найти к ним подходящие рисунки в учебнике. (Выбранные рисунки дети «подчёркивают» счётной палочкой.) И ещё подумайте, какие органы чувств помогают наблюдать эти явления. Какие ещё органы чувств вам знакомы? Давайте перечислим их».

Тренировочные упражнения. Далее учащиеся выполняют задание № 1 на с. 30 рабочей тетради, обращая внимание на то, какому народу принадлежат приведённые в задании приметы на погоду.

Аналитический этап. Продолжая урок, учитель показывает детям православный календарь и сообщает: «В этом календаре каждый день посвящён памяти какого-либо святого человека или события Священной истории. Например, есть дни, посвящённые святым Марии, Елене, Наталье. Их имена привычны для нашего слуха. Встречаются и диковинные, непривычные для нас, редкие имена. Вот, например, святая Фёкла. А вот святой Луппа. Красным цветом в этом календаре выделены и другие дни, не такие, как в том календаре, с которым мы работали на прошлом уроке. Как вы думаете, что это за календарь?»

Учитель выслушивает мнения учеников и поясняет, что в старину простые люди, крестьяне, таких календарей не имели, а в своей жизни ориентировались на церковные службы, посвящённые святым людям, и давали имена святых дням их памяти. Так складывался особый устный народный календарь. Он помогал людям считать время в году, соотносить наблюдения за погодой с днями памяти определённых святых и таким образом составлять прогноз погоды, чтобы выполнять необходимые сельскохозяйственные и домашние работы в соответствии с сезонными изменениями в природе.

Тренировочные упражнения. Затем учитель предлагает детям рассмотреть рисунки внизу с. 46 учебника и спрашивает: «О каких днях народного календаря хотел рассказать нам художник? Как вы это поняли? Подумайте, какую зиму обещают людям улетающие журавли. Почему?» Учитель предлагает детям составить рассказы по картинкам.

Аналитический этап. Учитель: «А сейчас давайте посмотрим карту нашей Родины и подумаем, подойдут ли приметы на погоду, принятые далеко на юге, например, для жителей севера нашей страны. Почему? Всегда ли сбываются народные приметы? Почему?

В нашей классной комнате мы можем проверить, будут ли какие-то приметы оправдываться в помещении. Например, можно положить шишки хвойных деревьев и понаблюдать за ними — станут ли они закрываться перед дождём или снегом*. Учитель выкладывает несколько еловых или сосновых шишек на подоконник.

Тренировочные упражнения. Далее учитель предлагает кому-либо из детей побыть в роли учителя. «Учитель» задаёт вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 47 учебника, а другие ученики по желанию отвечают за кукол-помощников.

Затем дети выполняют задание № 3 на с. 31 рабочей тетради.

Выводы и обобщения. В конце занятия учитель зачитывает вывод на с. 47 учебника и спрашивает у детей, что они хотели бы добавить к сказанному, как поняли главные мысли урока. Учитель просит учеников в течение года соотносить свои наблюдения за природой с народными приметами, проверять, оправдываются ли эти приметы, и делиться своим опытом с товарищами по классу.

Региональный компонент. Найдите в творчестве народов своего края старинные приметы на погоду. Соотнесите их с ощущениями разных органов чувств. Распределите их по группам в зависимости от того, на основе наблюдений за какими явлениями живой и неживой природы они сложены. Предложите детям проверить правильность этих примет в наше время. По возможности в краеведческом музее познакомьте детей с устройством старинных календарей народов своего края. Если дети проявят заинтересованность к собиранию примет, можно сделать календарь долговременного прогноза погоды. Рядом с датами обычного календаря можно проставлять условные значки осадков, ветра, температуры. Выполните задание № 2 на с. 30 рабочей тетради.

Физкультминутки. Игра «в сову». Дети стоят у парт. По сигналу водящего «День!» свободно двигаются, по сигналу «Ночь, сова летит!» замирают на месте.

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 44—47 учебника, задание № 4 на с. 31 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Вместе с ребёнком постарайтесь понаблюдать за изменениями во внешнем виде растений, поведением животных, за явлениями в мире неживой природы и соотнести их с погодой текущего времени или предугадать погоду на несколько дней вперёд.






Для любых предложений по сайту: [email protected]