НЕВИДИМЫЕ НИТИ В ЗИМНЕМ ЛЕСУ - ЗИМА - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

НЕВИДИМЫЕ НИТИ В ЗИМНЕМ ЛЕСУ - ЗИМА - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• знать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу;

• приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу.

Метапредметные результаты:

• извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе;

• анализировать рисунок и схему в учебнике;

• соотносить их между собой;

• прослеживать по схеме связи между елью и лесными животными;

• моделировать связи в зимнем лесу с помощью различных видов схем, в том числе работая в группе;

• рассказывать по схемам (моделям) об изученных невидимых нитях;

• придумывать и разыгрывать сценки из жизни зимнего леса, отражающие природные взаимосвязи.

Личностные результаты:

• осознавать важность охраны взаимосвязей между растениями и животными.

Оборудование. У учителя — магнитофон, запись первого куплета песни «Расскажите, птицы» (муз. и сл. И. Николаева). У учащихся — ножницы, клей; цветные карандаши или фломастеры.

ХОД УРОКА

Актуализация знаний и умений. В начале занятия проверяется усвоение материала предыдущего урока. Дети (2—3 человека) читают свои рассказы и демонстрируют рисунки, выполненные в задании № 3 на с. 19 рабочей тетради.

Целеполагание. Музыкальной визитной карточкой темы данного урока является первый куплет песни «Расскажите, птицы». Учитель спрашивает, догадались ли дети, о чём пойдёт речь на уроке.

Переходом к теме урока могут быть ответы на вопросы рубрики «Вспомним» на с. 36 учебника. Дополнительно учитель может задать вопрос: «Какая наука изучает взаимосвязи между живой и неживой природой, между растениями и животными, между природой и человеком?»

Аналитический этап. Объяснение материала урока учитель может строить по-разному: либо как собственный рассказ в сопровождении мультимедийной презентации, либо как беседу по рисунку-схеме на с. 37 учебника, либо как чтение текста учебника на с. 36 с рассматриванием рисунков на с. 37. В любом из вариантов детям задаются вопросы: «Какое дерево изображено на рисунке-схеме в учебнике? Какие животные изображены на ели и под ней? Почему изображены именно эти животные? Как ель помогает животным выжить в суровых зимних условиях? На схеме связь односторонняя, но ведь и животные тоже помогают ели. А как?» (Мыши, делая запасы, разносят шишки в норы и тем самым помогают ели размножаться; белки и клесты, вынимая семена из шишек, часто их теряют, и семена разлетаются по ветру.)

Тренировочные упражнения. Для закрепления материала этой части урока выполняется задание № 1 на с. 20 рабочей тетради.

Далее дети, используя свои знания о зимней жизни птиц и зверей, приводят другие примеры невидимых нитей в зимнем лесу. (Например, осина: её ветками, серёжками и почками питаются лоси, зайцы, тетерева, глухари.)

Аналитический этап. Вторая часть урока посвящена изучению взаимосвязей в животном мире. Учитель читает текст «Как животные друг другу помогают» на с. 38 учебника.

При объяснении всего материала темы «Невидимые нити в зимнем лесу» учителю важно показать детям, что в природе всё взаимосвязано и исчезновение одного звена нарушает

Тренировочные упражнения. Закрепление изученного проводится на довольно трудном материале. Дети должны ответить на вопросы рубрики «Подумаем!» на с. 39 учебника и выполнить задание № 2 на с. 21 рабочей тетради. Эту работу необходимо проводить под руководством учителя. Для выполнения указанного задания в рабочей тетради рекомендуется разделить класс на группы по 3—4 человека.

Выводы и обобщения. Итоги урока подводятся по вопросам рубрики «Проверим себя» на с. 39 учебника.

Региональный компонент. В классах школ районов Крайнего Севера наибольшее внимание следует уделить взаимосвязям: тундровые травы — лемминг — песец — белый медведь; в классах школ Черноморского побережья — взаимосвязям птиц и мелких зверей и кабанов с буком; в классах школ горных районов — вертикальным миграциям копытных животных и связанных с ними хищных животных в зависимости от толщины снежного покрова.

Физкультминутки можно провести под музыку песни «Расскажите, птицы».

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 36—38 учебника, задание рубрики «Поиграем!» на с. 39 учебника.

Рекомендации для занятий в семье. Помогите ребёнку поставить сценку из жизни зимнего леса.






Для любых предложений по сайту: [email protected]