ЗИМНЯЯ ЖИЗНЬ ПТИЦ И ЗВЕРЕЙ - ЗИМА - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

ЗИМНЯЯ ЖИЗНЬ ПТИЦ И ЗВЕРЕЙ - ЗИМА - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• знать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку, о способах их приспособления к зимним условиях;

• узнавать зверей по описаниям;

• знать об образе жизни и питании зимующих птиц;

• находить изучаемых птиц на рисунках учебника;

• наблюдать за птицами города (села);

• определять их с помощью атласа-определителя;

• продолжать подкармливать птиц.

Метапредметные результаты:

• извлекать из текста учебника информацию о приспособленности птиц к условиям зимы;

• узнавать, работая в группах, зимующих птиц по клювам;

• устанавливать связь между строением клюва и особенностями питания птицы;

• обсуждать причины перемещения многих птиц в зимнее время к человеческому жилью и возможности помощи им со стороны человека;

• готовить сообщения об особенностях зимней жизни зверей, используя текст учебника;

• написать рассказ по результатам наблюдений;

• проиллюстрировать его рисунком (фотографией).

Личностные результаты:

• осознавать важность оказания помощи животным, чтобы они могли пережить зиму.

Оборудование. У учителя — магнитофон, запись музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных»; атлас-определитель; крупные изображения снегиря, рябчика, куропатки, глухаря (самца и самки), тетерева (самца и самки) или мультимедийный проектор со слайдами указанных птиц. У учащихся — атлас-определитель, ножницы, клей.

ХОД УРОКА

Актуализация знаний и умений. В начале урока повторяется материал предыдущего урока по вопросам рубрики «Проверим себя» на с. 31 учебника.

Целеполагание. Музыкальной визитной карточкой темы данного урока является музыкальная заставка к телепередаче «В мире животных». Учитель спрашивает, догадались ли дети, какова будет тема урока.

Введением в тему будет повторение того материала, который усвоен учащимися на предыдущих уроках и в ходе экскурсии. Учитель задаёт вопросы: «Какие птицы осенью не улетают на юг? Каких птиц мы видели на экскурсии в лесу (парке)? Как называются птицы, которые остаются на зиму с нами? Почему они не улетают? Каких птиц мы видим ежедневно за окном на деревьях и дорожках зимой? Посмотрите на рисунок на с. 32—33 учебника. Какие птицы на нём изображены?» Как правило, дети уверенно называют синиц, дятла и поползня. Чтобы определить пищуху и королька, можно предложить учащимся использовать атлас-определитель (с. 180—182).

Аналитический этап. Учитель продолжает: «А каких птиц художник не изобразил, но они зимуют вместе с нами? Найдите их в атласе-определителе, просмотрев с. 174—183. (Сойка, ворона, галка, сорока, кедровка (в Сибири), воробей.) А чем они питаются, оставшись на зиму с нами?» (Семенами растений, ягодами рябины, калины, боярышника, личинками насекомых, спрятавшихся в трещинах коры деревьев. Воробьи, вороны и галки всеядны. Они часто питаются отходами на помойках.)

Обязательно возникнем вопрос о снегирях и грачах. В этом случае учителю следует сообщить, что снегирь — перелётная птица, которая гнездится на севере и прилетает к нам только на зиму. С наступлением весны снегири улетают на север. Грачи стали оставаться на зимовку в городах в связи с потеплением климата и приспособились питаться отходами в стаях с воронами и галками. И всё же большинство грачей улетают в тёплые края.

Учитель может рассказать о лесных курообразных, остающихся на зиму, — тетеревах, глухарях, рябчиках, куропатках. В атласе-определителе нет их изображений, поэтому необходимо подготовить слайды для мультимедийной проекции или крупные изображения некоторых из названных птиц для демонстрации на доске.

В начале зимы эти птицы питаются ягодами брусники и клюквы, семенами растений, травами. Когда снег становится глубоким, то они переходят на древесный корм — почки и серёжки берёз и лещины, хвою, кончики веток. Тетерева охотно склёвывают шишкоягоды можжевельника. Для того чтобы грубый корм перетирался в желудке, эти птицы осенью глотают камешки, которые остаются у них в желудках. Ночуют они обычно в снегу, в который ныряют с дерева и в котором устраивают себе камеру. Рябчик в холодные зимы вообще почти весь день проводит в снежном «доме» (до 20 часов в день), вылетая только покормиться. Куропатки в снегу не ночуют. Они сбиваются в плотный комок, согревая друг Друга.

Завершается изучение материала о зимующих птицах чтением текста о клестах на с. 33 учебника. Учитель подчёркивает, что клесты — единственные птицы, которые выводят птенцов зимой.

Тренировочные упражнения. Закрепляется материал о зимующих птицах выполнением задания № 1 на с. 18 рабочей тетради.

Аналитический этап. Вторая половина урока посвящена изучению жизни зверей зимой. Сначала можно повторить, какие звери зимой впадают в спячку (медведь, сурок, суслик, бурундук, барсук, ёж), а какие бодрствуют, но делают запасы (белка, мышь). Затем учитель спрашивает: «Каких зверей мы с вами видели на экскурсии?» Чаще всего дети отвечают, что никаких. Но иногда на зимней прогулке можно встретить белку. Учитель продолжает рассказ, что лесные звери очень боятся попадаться на глаза человеку. Даже если они и живут в ближайшем лесу и даже иногда на окраинах города, при приближении человека они прячутся или убегают.

Объяснение материала о жизни зверей зимой можно вести по-разному. Это может быть рассказ учителя с показом слайдов мультимедийной презентации или чтение текста на с. 34—35 учебника с дополнениями учителя.

Тренировочные упражнения. Закрепляется материал выполнением задания № 2 на с. 18—19 рабочей тетради.

Выводы и обобщения. Итоги урока подводятся по вопросам рубрик «Обсудим» и «Проверим себя» на с. 35 учебника.

Региональный компонент. В классах школ районов Крайнего Севера следует уделить внимание северным оленям, их зимовке, белым медведям, нерпе, леммингу, песцам, полярным волкам, «птичьим базарам»; в классах школ Предкавказья — вертикальной зональности, зимовке горных копытных, снежному барсу; в классах школ Черноморского побережья Кавказа — борьбе животных за выживание в условиях зимних дождей, селей.

Физкультминутки можно провести под музыкальную заставку к телепередаче «В мире животных».

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 32—35 учебника, задание № 3 на с. 19 рабочей тетради; прочитать главу «Страница двадцатая — о тех птицах, которые остаются с нами зимой» из книги «Зелёные страницы» (с. 173—180).

Рекомендации для занятий в семье. Помогите ребёнку выполнить задание № 3 на с. 19 рабочей тетради. Прочитайте вместе главу «Страница двадцатая — о тех птицах, которые остаются с нами зимой» из книги «Зелёные страницы» (с. 173—180).






Для любых предложений по сайту: [email protected]